Пространственное восприятие звуков

Человек обладает способностью определять направление приходящих звуков. Наши органы слуха, воспринимая звуковые колебания от источников звука, расположенных справа и слева от слушателя, различают их и по амплитуде, и по фазе. При этом фазовые сдвиги приходящих звуковых волн связаны с разницей в расстояниях от источника звука до левого и правого уха. Различие по амплитуде звуковых давлений вызвано тем, что голова оказывает определенное экранирующее действие, особенно заметное для звуковых волн, соизмеримых по длине волны с ее размерами (т.е. на высших частотах звукового диапазона). Оба этих явления воспринимаются человеком и служат информацией о месте источника звука в пространстве.

Способность человека определять место расположения (локализацию) источника звука, т.е. ощущать направление прихода звуковых волн, называется бинауральным эффектом. Благодаря нему возможно пространственное слуховое ощущение.

Особенность восприятия звуков, излучаемых источниками, расположенными в разных точках пространства не ограничивается четким ощущением локализации этих источников. Очень важно еще и то, что, благодаря локализации, даже при одновременном звучании нескольких источников, человек получает возможность, иногда совершенно подсознательно, переключать внимание на звук приходящий по одному какому-нибудь направлению и чисто психологически выделять его на фоне других. Этот эффект, улучшающий различимость отдельных компонент звучания, например, различных музыкальных инструментов в ансамбле, и уменьшающий, таким образом, их взаимную маскировку, часто называют бинауральной демаскировкой.

Это обстоятельство важно учитывать звукорежиссеру при проведении одноканальной (монофонической) передачи, когда воспроизведение звуковой программы осуществляется через один громкоговоритель, и потому все звуки слышатся исходящими из одной точки. Поскольку слушатель, в этом случае, утрачивает ощущение локализации отдельных источников звука, их взаимная маскировка сказывается значительно сильнее, чем на натуре. Отсюда вытекает один из очень трудно устранимых принципиальных недостатков монофонической звукопередачи и звукозаписи - недостаточная "прозрачность" звучания, которая вынуждает звукорежиссера выделять  солирующие инструменты на самый близкий, крупный звуковой план, часто значительно более близкий, чем это требуется по композиторскому замыслу и для сохранения стиля музыкального произведения. В итоге необходимо компромиссное решение, не разрушающее естественность звучания, а звукорежиссер надо проявить безупречный вкус и высокое профессиональное мастерство.

В природе благодаря слуховой ориентировке человек в состоянии судить о местоположении невидимого источника звука; с другим свойством локализации сталкиваемся, ана­лизируя слухозрительные ощущения при демонстрировании стереофонического фильма. На основании практиче­ских наблюдений можно утверждать, что при фактическом несовпадении направления, откуда слышен звук, с местом, где на экране видно изображение его источника, зритель (слушатель) способен в некоторых пределах сближать звук с изображением: он как бы подтягивает звук к тому месту на экране, откуда имеет основание его услышать.

При просмотре стереофонического фильма на студии поражает естественность звучания. Иначе слышен фильм  в кинотеатрах даже при хорошо отрегулированной аппаратуре.

Размеры зала, уровень его собственного шума, условия кинопоказа требуют определенных ограничений диапа­зона для стереофонических фильмов. Поэтому при пе­резаписи стереофонических кинокартин нельзя ослаблять контроль за общим уровнем записи, надо сужать диапазон громкости с учетом особенно­стей звуковоспроизведения в кинотеатрах.

Изложенное показывает, насколько фундаментальными должны быть знания звукорежиссера в области техники перезаписи. Однако процесс перезаписи управляется и контролируется не только на основании технического опы­та звукорежиссера, но и его чувством художественной интуицией.

Читать далее