Пространственное восприятие звуков

"Человек обладает способностью определять направление приходящих звуков. Наши
органы слуха, воспринимая звуковые колебания от источников звука, расположенных
справа и слева от слушателя, различают их и по амплитуде, и по фазе. При этом фазовые
сдвиги приходящих звуковых волн связаны с разницей в расстояниях от источника звука
до левого и правого уха. Различие по амплитуде звуковых давлений вызвано тем, что
голова оказывает определенное экранирующее действие, особенно заметное для звуковых
волн, соизмеримых по длине волны с ее размерами (т.е. на высших частотах звукового
диапазона). Оба этих явления воспринимаются человеком и служат информацией о месте
источника звука в пространстве.
Способность человека определять место расположения (локализацию) источника
звука, т.е. ощущать направление прихода звуковых волн, называется бинауральным эффектом. Благодаря нему возможно
пространственное слуховое ощущение.
Особенность восприятия звуков, излучаемых источниками, расположенными в разных
точках пространства не ограничивается четким ощущением локализации этих источников.
Очень важно еще и то, что, благодаря локализации, даже при одновременном звучании
нескольких источников, человек получает возможность, иногда совершенно подсознательно,
переключать внимание на звук приходящий по одному какому-нибудь направлению и чисто
психологически выделять его на фоне других. Этот эффект, улучшающий различимость
отдельных компонент звучания, например, различных музыкальных инструментов в ансамбле,
и уменьшающий, таким образом, их взаимную маскировку, часто называют бинауральной демаскировкой.
Это обстоятельство важно учитывать звукорежиссеру при проведении одноканальной
(монофонической) передачи, когда воспроизведение звуковой программы осуществляется
через один громкоговоритель, и потому все звуки слышатся исходящими из одной точки.
Поскольку слушатель, в этом случае, утрачивает ощущение локализации отдельных источников
звука, их взаимная маскировка сказывается значительно сильнее, чем на натуре. Отсюда
вытекает один из очень трудно устранимых принципиальных недостатков монофонической
звукопередачи и звукозаписи - недостаточная "прозрачность" звучания, которая
вынуждает звукорежиссера выделять солирующие
инструменты на самый близкий, крупный звуковой план, часто значительно более близкий,
чем это требуется по композиторскому замыслу и для сохранения стиля музыкального
произведения. В итоге необходимо компромиссное решение, не разрушающее естественность
звучания, а звукорежиссер надо проявить безупречный вкус и высокое профессиональное
мастерство.
В природе благодаря слуховой ориентировке человек в состоянии судить о местоположении
невидимого источника звука; с другим свойством локализации сталкиваемся, анализируя
слухозрительные ощущения при демонстрировании стереофонического фильма. На основании
практических наблюдений можно утверждать, что при фактическом несовпадении
направления, откуда слышен звук, с местом, где на экране видно изображение его
источника, зритель (слушатель) способен в некоторых пределах сближать звук с
изображением: он как бы подтягивает звук к тому месту на экране, откуда имеет
основание его услышать.
При просмотре стереофонического фильма на студии поражает естественность
звучания. Иначе слышен фильм в
кинотеатрах даже при хорошо отрегулированной аппаратуре.
Размеры зала, уровень его собственного шума, условия кинопоказа требуют
определенных ограничений диапазона для стереофонических фильмов. Поэтому при
перезаписи стереофонических кинокартин нельзя ослаблять контроль за общим
уровнем записи, надо сужать диапазон громкости с учетом особенностей
звуковоспроизведения в кинотеатрах.
Изложенное показывает, насколько фундаментальными должны быть знания звукорежиссера
в области техники перезаписи. Однако процесс перезаписи управляется и
контролируется не только на основании технического опыта звукорежиссера, но и его
чувством художественной интуицией."- писал Борис Меерзон "Спектры и тембр, акустика помещений и студий". "Звукорежиссёр".