Музыка кино

В кино хороша та музыка, которая помогает лучше понять произведение в целом, углубляет драматургиче­ский язык целого, дополняет своим подтекстом язык кадров, самостоятельно развивает действие, вносит спе­цифический комментарий к показанному, независимо от того, какими музыкальными средствами она пользует­ся — традиционными или новыми.

Не старайтесь использовать музыку только потому, что она прозвучала в понравившемся вам фильме; не следует также по чьим-то советам идти наперекор своим ощущениям, своим понятиям о звуковой атмосфере фильма, о его звуковой выразительности. Можно, наверное, и совсем без музыки сделать интересный фильм, используя лишь записи речи или шумов.

Музыка фильма и другие звуковые компоненты, так же как и весь его зрительный ряд, его построение и все смысловые т эмоциональные акценты, выражают авторское отношение к материалу. Вопрос удач и неудач с выбором музыки или шумов, текста и других компонентов фильма решится сам собой, после того как аудитория, для которой сделан этот фильм, воспримет его или отвергнет, одобрит или отнесется скептически, выразит свое восхищение или останется равнодушной.

Музыка фильма воспринимается человеческим сознанием не механически, не так, как она фиксируется, скажем, на магнитную ленту. Мысли и чувства, которые вложил в свои сочинения композитор, рождают у слушателя ответный отклик, обобщенные образы музыки конкретизируются в его сознании. В случае музыкального решения кинообраза надо учитывать, что фантазия слушателя-кинозрителя ассоциирует их с виденными пережитым ранее и переносит на экранное действие. Каждый человек самостоятельно, по-своему воспринимает одно и то яке произведение искусства. Музыка, соединенная с кинозрительным повествованием, создает особые образы и настроения, которые приходит во взаимодействие с индивидуальным миром каждого зрителя и вызывает разную реакцию.

Принято делить музыку фильма на мотивированную (внутрикадровую) и немотивированную (закадровую).

 

МУЗЫКА ВНУТРИКАДРОВАЯ

Под словами «мотивированная музыка» понимают музыку, звучание которой в сцене мотивировано, обусловлено конкретно происходящим в кадре действием. Например, в кадре человек, занимающийся игрой на каком-либо музыкальном инструменте. Понятно, что музыка, исполняемая им, должна быть синхронна с изображением и передавать то, что хотел его выразить в этой сцене автор. Это может быть необыкновенно красивая музыкальная пьеса или произведение классическое, исполненное с определенной степенью мастерства и виртуозности. Если же сюжетом предусмотрено подчеркнуть бездарность исполнителя или композитора исполняемой вещи, то это должно найти отражение в соответствующем звучании и передано в синхронной съемке такого эпизода.

Мотивированная музыка и по содержанию и по качеству зависит от сюжета и ограничена им в своих выразительных возможностях. Будучи определена обстоятельствами кинодействия, ее внутрикадровая музыка обычно не отличается глубиной проникновения в сущность происходящих на экране событий; привязанность ее к изображению, непосредственная полная зависимость от него сужают драматургическую роль музыки, мешают ей стать подлинным носителем идейно-смысловой нагрузки кинопроизведения.

 

ЗАКАДРОВАЯ МУЗЫКА

В закадровой музыке более полно используется весь арсенал звучании, все полифоническое, гармоническое, мелодическое и фактурное богатство; точнее и свободнее в ней может проявиться авторская индивидуальность. Закадровая музыка, как правило, усиливает и воздействие кинопроизведения, поднимает эмоционально-выразительную силу его образов, передает зрителю необходимый авторский подтекст и обладает способностью обобщений при выражении глубоких мыслей и сильных чувств.

С помощью закадровой музыки можно опоэтизировать образ героя или разоблачить его. Хорошо написанная и удачно подобранная к изобразительному материалу музыка усилит красоту летнего пейзажа или усугубит драматизм разбушевавшейся стихии. Так, кадры изображения, передающие грозу - темное низкое небо, ползущие по нему грозовые тучи и резкие и порывы ветра, - подкрепленные соответствующей музыкой, в которой содержится авторское толкование трагедии разбушевавшейся стихии, несомненно вызовут более глубокие, более сильные эмоции. Звучание закадровой музыки может быть мотивировано не только внешним поводом, но и вызвано внутренней потребностью ярче, непосредственнее вскрыть эмоциональную сущность показываемого на экране. Закадровая музыка - сильное художественное средство, и его можно успешно использовать, но для этого автор фильма должен точно чувствовать момент, когда изображение перестает быть строго реалистичным и требует музыкального поэтического отступления или обобщения.

Многие режиссеры уже при монтаже снятого изображения четко ощущают необходимость присутствия определенной по характеру закадровой музыки или музыкальной темы или, напротив, полного ее отсутствия.

Применяя  внутрикадровую и закадровую музыку, мо­жно говорить о ее полифункциональности, когда одна зву­ковая структура выполняет две или более различные за­дачи по отношению к другим факторам данной фазы фильма и о многоплановости, когда звуковой ряд сам состоит из наслоенных один на другой нескольких звуковых или звуко-шумовых планов, причем каждому поручается определенная зада­ча. Полифункциональность, многозначность музы­ки вызывает у зрителя ассоциации различных оттенков и тем самым обогащает его переживания.

Читать далее