Особенности записи речи

Речь человека может характеризоваться динамикой, разнообразием интонаций, дикцией, ритмом, спецификой произношения слов и букв, в то время как голосовые данные оцениваются частотным и динамическим диапазоном, силой звука, характерным наполнением обертонами, создающими индивидуальную неповторимость голоса.

Развивая и совершенствуя голос, можно научиться хорошо им владеть. Речевые навыки не даются человеку от рождения, а только в процессе его развития, обучения и практики вырабатываются такие элементы речевой культуры, как произношение, дикция, умение точно передать речью все желаемые оттенки мыслей и чувств, владение системой произносительных норм устной речи данного литературного языка.

Тембральные недостатки голоса чтеца можно в известной мере корректировать частотными фильтрами, имеющимися в распоряжении звукооператора. Речевые же надо выявлять заранее, так как корректировать их почти невозможно. От некоторых не очень существенных, но досадных дефектов голоса, таких, как преобладание низких или высоких частот, можно легко освободиться. Иногда в голосе низкого тембра при произнесении отдельных слов подчеркиваются свистящие и шипящие звуки. Этот неприятный дефект можно устранить (частично или полностью) выбором микрофона и его правильной позиции относительно говорящего. Направленный микрофон следует ориентировать таким образом, чтобы ось характеристики его направленности не совпадала с направлением звуковой волны, а была наклонена к нему под некоторым углом; иными словами, говорить надо не прямо в микрофон, а под некоторым углом.

При чтении иногда обнаруживаются также дефекты речи, как подчеркивание отдельных звуков, призвуки при произнесении ударных согласных или шипящих, причмокивание языком, иногда же бывает слышно, как человек глотает слюну, у пожилых людей речь имеет специфические дефекты, связанные с возрастными изменениями полости рта.

Постановка дыхания - тоже характерная особенность живого голоса. У некоторых людей дыхание затруднено, при вдохе и выдохе прослушивается присвист, не все умеют находить правильный, равномерный ритм дыхания, что плохо сказывается на записи речи. Такими недостатками страдают неопытные ораторы и дети. Когда они взволнованы, то часто говорят, не только задыхаясь и глотая отдельные слова и слоги, но и сменяя скороговорку паузой для того, чтобы перевести дыхание, а затем начинают следующее слово с резкого выдоха, что приводит к искажению. Захлебываясь из-за неправильного дыхания, они одни слова проглатывают, а другие выкрикивают. В этих случаях особенно важно следить за тем, чтобы сильная струя воздуха при выдохе не попадала в микрофон, так как это будет восприниматься на слух как удар или посторонний звук.

Чтобы при тонировании приблизить характер исполне­ния к обстановке озвучиваемой сцены, не лишне актеру принимать у микрофона позы, близкие к тем, которые мы видим на экране. Если он в кадре сидит, пусть сядет и пе­ред микрофоном в тонателье, если лежит, пусть ляжет, но, конечно, так, чтобы это не мешало ему хорошо видеть экран и внятно произносить текст. Когда же по ходу дей­ствия актер, разговаривая, ест, пусть он делает это и перед микрофоном.

Актер должен приближаться к микрофону и удаляться от него, если кадры меняются от крупного к среднему, общему плану или в каком-либо другом порядке.

Озвучивая группу или массовку в тонателье, участники озвучания ни в коем случае не должны говорить все в одной тональности. Каж­дый голос должен диссонировать, тогда в звуке массовая сцена будет многообразной и выразительной.

Стоит обратить внимание на то, как в съемочном па­вильоне через микрофон слышен гомон массовки во время перерыва, когда люди предоставлены сами себе. Никто не стремится попасть в унисон голосам окружающих, каждый ведет свою «партию». В результате складывается многооб­разная, очень живая картина. В это время и нужно запи­сать фонограмму скрытым микрофоном (на него попросту никто не обратит внимания).

Читать далее