Типы шумовых фактур

По происхождению различают природные, промышленные (техногенные) и бытовые шумы. К природным относятся шелест листьев, журчание ручья или плеск волн, шум дождя, пение птиц и крики животных, свист ветра, раскаты грома и пр. К производственным — шумы двигателей, станков, мощных вентиляторов, «гудение» сердечников силовых трансформаторов, различных технических устройств в аппаратных залах (щелканье реле, треск телеграфных аппаратов). К производственным примыкают шумы транспортных средств (поездов, трамваев, автомобилей, двигателей самолетов и т.д.). Бытовые шумы создаются голосами людей, звяканьем посуды, действием домашних электроприборов (холодильников, бытовых компьютеров, кондиционеров, пылесосов). Шумы проникают в жилые комнаты из соседних квартир и с улицы. Значительный шум создают радиоприемники и телевизоры.

Природные шумы в большинстве случаев благоприятно влияют на человека. Они эволюционно-исторически знакомы слуховой системе. Она уже давно, по крайней мере с момента появления человечества, настроена на них. В Японии разработан прибор, имитирующий звук дождевых капель. Будучи вмонтирован в подушку, он помогает усталому человеку заснуть. В ряде стран выпускают магнитофонные кассеты и компакт-диски с записью природных шумов разных местностей. Существует так называемая «экологическая музыка», в которой спокойная музыка перемежается композициями из различных природных звуков.

Однако некоторые природные шумы вызывают у людей с разной психикой противоположные эмоции. Шум дождя или льющейся воды одних успокаивает, даже вызывает дремоту, других раздражает. Удары грома одних возбуждают, радуют, других пугают. Такие стремятся «забиться в любую щель», лишь бы не слышать грома.

Говорят, человек привыкает к шуму города. Это неправда. Постоянный, ровный шум, будто даже не замечаемый, порождает чувство непрестанной усталости, казалось бы, беспричинную раздражительность и даже злость. Особенно неприятны импульсные шумы — громкий выхлоп автомобильного двигателя, визг охранно-сигнальных автомобильных устройств, хлопанье двери.

По-разному воспринимаются производственные шумы. Отмечено, что работающим на шумящих агрегатах шум мешает меньше, чем людям, находящимся поблизости, но занятым на тихих операциях. При производственных операциях, связанных с напряженным вниманием (сборка точных механизмов и приборов, расчетно-конструкторская работа, настройка аппаратуры, отыскивание повреждений), даже небольшой шум и особенно разговор отвлекают внимание и могут послужить причиной грубых ошибок.

Бытовые шумы давно уже стали причиной головных болей, бессонницы, плохого настроения. Даже небольшой шум может раздражать. «Не звякай ложкой!» — кричит уставшая мать сыну. Особенно болезненно реагируют на шум холодильника, лифта за стеной, вопли противоугонных автомобильных устройств и лай собак за окном больные и пожилые люди. Негромкий шум автомобильного двигателя раздражает во время домашнего отдыха, а ночью может стать вовсе невыносимым. По этой причине порог слышимости у городских жителей выше, чем у сельских. Даже музыка может послужить причиной сильных нервно-психических и физиологических реакций.

В последние десятилетия врачи все чаще выявляют ослабление слуха, особенно на верхних частотах, у молодых людей, слушающих музыку через головные телефоны воспроизводящих устройств-плееров. Одновременно диагностируется расшатывание нервной системы.

Наряду с шумами, отрицательно действуют на человека иные причины, пока не имеющие строгого акустического выражения. Назовем их информационным шумом. Это — различные речевые или музыкальные сигналы, излишне, нежелательно нагружающие органы слуха и мозг человека. Словесная или музыкальная информация, мало организованная семантически или эстетически, угнетающе или раздражающе воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, а иногда и физиологическую сферу человека. Раздражать может все: неприятный тембр голоса, плохая дикция, вульгарная манера речи, оговорки т.н. «ведущих», крикливая, надоедливая реклама, примитивная музыка, многократно и часто повторяющиеся музыкальные заставки — все то, что, к сожалению, в полной мере характеризует качество и содержание программ современного телевидения.

 

Натуральные и имитируемые шумы

Снимая звуковой фильм, следует заранее подумать о шумовой атмосфере отдельных эпизодов. Можно, увлекаясь желанием достоверной звукопередачи, пытаться фиксировать все шумы, возникающие по ходу действия. Но такое обилие звучаний не всегда способно передать характер происходящего, вскрыть драматургическую суть эпизода. Если снимать эпизоды синхронно, то вряд ли точная расстановка микрофонов даст что-либо кроме шумовой неразберихи, в которой одни звучания заглушат другие по чисто акустическим законам. Важно при выборе шумовых фактур уметь отличать основные, определяющие звучания от второстепенных, обязательные от необязательных шумовых красок. Здесь все зависит от замысла, стиля, жанра и от индивидуального подхода к звукозрительному материалу.

Натуральный шум (интершум) — это документально записанный шум при съемке фильма, телепрограммы: шум ткацкого цеха, завода и т.д. Точнее — это шумовой фон без комментариев или голосов исполнителей.

Если интершум записан плохо, некачественно, неразборчиво, то звукорежиссеру приходится искусственно воссоздавать звуковую атмосферу действия, подкладывая в программу фонотечные «неродные» шумы, что увеличивает время работы в аппаратной перезаписи, а следовательно, и материальные затраты на производство телекинопродукции . Кроме того, возрастает риск быть неточным в создании звуковой атмосферы реального действия (например, публику очень раздражают бурные аплодисменты в тех эпизодах программы, которые у нее не вызывают восторга, или безудержный смех там, где вовсе не смешно). Именно поэтому записи интершумов необходимо уделять большое внимание.

Качественно записать шумы синхронно во время съемки невозможно даже с помощью самой совершенной техники. Предположим, актер вошел в комнату, сел на стул, взял со стола бутылку и налил воды в стакан. Если записывать этот звук сразу, то получится, что на одну дорожку запишутся и шаги, и шорох одежды, и скрип отодвигаемого стула, и звук льющейся воды. Такая фонограмма возможна в малобюджетном телесериале, где записывают в лучшем случае стереозвук, но не в большом кино, где требуются идеальная чистота и звуковой баланс. Именно ради возможности манипулировать балансом звуков тратится столько труда на воссоздание всех синхронных шумов в специальном павильоне. В приведенном примере отдельно записываются шаги, отдельно шорох одежды, отдельно скрип стула, отдельно вода... Звукорежиссер получает на пульт несколько шумовых дорожек и может менять соотношение звуков так, как требуется по картинке: приглушить шаги и вывести звук воды или, наоборот, сделать шаги громкими, а воду почти неслышной. Это очень простой и утрированный пример, но суть именно в этом: все синхронные шумы пишутся отдельно, на отдельные дорожки и потом микшируются между собой во время чистовой перезаписи.

Во время озвучивания фильма звукорежиссер имеет массу возможностей для реализации самых разных идей, позволяющих добиться неповторимой атмосферы в картине. Некоторые элементы саундтрека помогают дополнить, индивидуализировать, а порой даже и полностью создать характер конкретных героев киноленты. Персонаж, который ассоциируется с определенными звуками (конечно, подсказанными особенностями его одежды или поведения), всегда более выразителен и лучше запоминается, даже если он не главный в сцене или находится «за кадром». Говорят, что звуковые эффекты придают объем плоскому герою на экране.

Более того, задача создания и подчеркивания тех или иных черт героя или события часто гораздо важнее, чем проблема создания максимально правдоподобных звуков для сопровождения его действий. Звукорежиссеры стремятся не скопировать звучание оригинального объекта, а придумать и создать его. Именно из-за этого предметы, используемые для записи шумовых эффектов, очень часто не имеют ничего общего с озвучиваемыми вещами. Взять хотя бы те же звуки шагов: во время озвучивания в большинстве случаев используется вовсе не та (или, по крайнем мере, не совсем та) обувь, что была на актере во время съемок сцены.

Имя Джека Донована Фули стало за последние несколько десятилетий нарицательным. Звуки шагов, шуршание одежды, лязг оружия, выстрелы, стук двери – это то, что придумал озвучивать Джек Фули. Раньше в кино на подобные мелочи вроде шуршания одежды внимания не обращали, но потом выяснилось, что именно эти тонкости и создают полную, реальную и законченную звуковую картину.

В результате главной заслугой Джека Фули стало то, что он не только придумал конкретные приемы записи тех или иных звуков, но также впервые сформировал особое отношение к созданию звуковых спецэффектов. Моделируя звучание предметов в студии, он стремился сам играть, как настоящий актер, чтобы почувствовать дух фильма.

Джек Фули работал над созданием звука для множества известных фильмов, начиная от «Дракулы» 1931 года до «Спартака» Стенли Кубрика, снятого в 1960 году. Легенда гласит, что Кубрику не понравился звук, сопровождающий шествие римских легионов, и он решил переснять всю сцену. Узнав об этом, Фули предложил свои услуги и с несколькими помощниками и связкой гремящих ключей, имитирующей лязг оружия, записал подходящий звук и фактически спас всю сцену.

Шумы в фильме (звон бокалов, хруст снега под ногами, даже грохот танков и т.д. и т.п.) записывают не во время съемки, а после, в тихом павильоне синхронных шумов. Записи шумов (Foley Track) необходимо уделять ничуть не меньше внимания, чем любой другой записи. Здесь особенно важен хороший звуковой тракт. Если записать звук с низким уровнем полезного сигнала и высоким уровнем паразитных шумов, то при любой динамической обработке придется заниматься реставрацией. Для записи Foley Track выбирайте самый лучший по качеству микрофон, который есть в студии. Чем лучше микрофон, тем более детально вы сможете записать структуру шумов.

К записи Foley Track подходят весьма и весьма серьезно, оборудуя целые павильоны и вкладывая немалые деньги в реквизит. Актеры и студии записи стараются, по мере возможности, быть честными со зрителем, и если в кадре печатная машинка Ундервуд, значит, и записывать надо тоже Ундервуд. Это касается и любых других звуков. Но здесь, как и везде, не следует перебарщивать.

Воспроизведением шумовых эффектов занимается специальный человек – шумовик. Он смотрит на экран, по которому бесшумно двигаются герои фильма, и озвучивает каждое их движение: звенит бокалами, мнет пальцами крахмал, изображая хруст снега, а грохот танков изображает, вращая деревянный барабан с камнями внутри. И эта технология до сих пор применяется не только в России, но и в технологически продвинутом Голливуде.

Основные звуковые шумовые эффекты (Hard SFX) представляют собой звуки, синхронизированные с теми или иными событиями, происходящими на экране. К разряду таких эффектов относится, например, звон бьющейся в кадре бутылки, звуки шагов главного героя, шорох его одежды и т. д.

Основные шумовые эффекты часто разделяют на обыденные эффекты, озвучивающие, например, открывающуюся дверь, запуск мотора автомашины и т. д., и  неординарные, часто фантастические звуки, сопровождающие, например, стрельбу из лазерной пушки, необычные взрывы, грохот шагов динозавра.

Не меньшего внимания, чем основные шумовые эффекты, заслуживают фоновые шумы, не синхронизируемые с событиями на экране. Эти звуки создают настроение и/или характеризуют место, в котором происходит действие. Удаленный шум большого города, звук работающего двигателя космического корабля или голоса птиц в джунглях усиливают воздействие видеоряда и значительно повышают правдоподобность изображения. Такие эффекты обычно делятся на два типа: звуки, длящиеся в течение относительно продолжительного времени (шум моря, гул города), и звуки, являющиеся кратковременными элементами саундтрека (отдаленный звук сирены автомобиля, шум катящейся от ветра жестяной банки), добавленные к фоновому шуму, чтобы «оживить» его.

Очень важно помнить, что ключевая разница между визуальным и слуховым воздействием на аудиторию заключается в том, что даже внимательный зритель очень редко подмечает все особенности саундтрека, но при этом всегда ощущает его действие. Звуковой ряд влияет на зрителя на эмоциональном уровне.

Звуковые эффекты позволяют режиссеру периодически напоминать зрителю об определенных событиях или о движении тех или иных предметов, находящихся за кадром. Используя звуковые образы, в нужный момент можно создать необходимую атмосферу страха или надежды. При этом необходимо, чтобы источник звука до этого появлялся на экране в сопровождении определенного звука или был хорошо опознаваем. Ассоциации могут быть также связаны с местоположением того или иного героя картины. Интересных эффектов восприятия можно добиться, используя контраст звучания близко расположенного и удаленного источника звука. К примеру, в фильме Альфреда Хичкока «Птицы» каждый раз, когда зритель видит птицу, он испытывает легкое волнение. Добавив короткий птичий крик, режиссер многократно усиливает это напряжение.

Любопытно, что для имитации некоторых шумов используют предметы, ничего общего не имеющие ни с реальными источниками звуков, ни со способами их возникновения. Так, в имитации шума морского прибоя вода не принимает участия. Его звучание воспроизводят устройством, которое так и называется – «прибой». Это четырехметровый деревянный короб, напоминающий качели-весы на детских площадках. В короб насыпан горох или дробь. Сверху короб закрыт брезентом. При наклоне короба его содержимое, пересыпаясь, шуршит, как галька, перекатываемая набегающей на берег волной. Благодаря своей «маневренности» это устройство позволяет очень точно (в смысле синхронности) озвучивать кадры прибоя. Не участвует вода и в имитации шума дождя. Вращение рукоятки решетчатого барабана со спицами-лопастями, наполненного кусочками пергамента, передает основу этого шума. К нему нужно иногда добавлять звуковые детали первого плана, например капли, барабанящие по крыше, или поток, бурлящий в водосточной трубе. Для этого может потребоваться и настоящая вода. Рев мощного водопада отлично имитируется двумя паяльными лампами. Грохот и треск льдов, раздвигаемых ледоколом, - перебором пальцев по поверхности детских воздушных шаров.

Нет такого звука, который звукооформители не смогли бы извлечь с помощью сотен самых разных предметов, хранящихся у них на складе. К примеру, скрип кожаного сиденья автомобиля делается так: шумовик мнет в руках маленький кусочек кожи, а на экране полная иллюзия того, что человек плюхнулся на кожаное сиденье "Кадиллака". И таких секретов у звукооформителей тысячи.

Простейший способ записать шумовой эффект – воспользоваться в качестве источника звука самим изображаемым предметом. Шаги – удары ботинок по доске. Отскоки мяча, застегивающийся ремень безопасности – микрофон располагается рядом с источником звука. Поцелуй – проще всего целовать собственную руку…

Но если же воспользоваться тем же источником невозможно, приходится его подменять. У шумовиков есть целый набор различных устройств и методик, которые позволяют записать невоспроизводимый (или трудновоспроизводимый) звук: хруст костей – ломать перед микрофоном макароны или сельдерей, столкновение автомобилей – удар по металлической коробке, наполненной болтами и гайками, лошадиные копыта – бить половинками кокоса друг о друга, удар кулаком производится по арбузу или по курице.

 

Спецэффекты

Это звуковая категория, предполагающая искусственное происхождение ее звуковой информации. Сразу же необходимо зафиксировать терминологическое различие: в зарубежной профессиональной звукозаписи слово Effects означает "Шумы" в их общем смысле. В отечественной лексике звукорежиссеров имеются две самостоятельные градации: Шумы и Эффекты.

Все эффекты по их происхождению можно условно разделить на синтезированные из натуральных звуков либо с помощью электронных устройств. Возможность синтезирования сложных фоновых фактур из более простых – прием, который технически может быть повторен при создании любых "нестандартных" звуков (например, звуковых акцентов) из нескольких исходных фактур.

При создании звуков для фантастического устройства или животного, звукорежиссер, прежде всего, должен оценить фактуру, свойства, особенности объекта озвучивания и после этого сделать вывод о том, как записать нужное звучание. Из чего сделан предмет, какие составляющие должен включать соответствующий ему звук, должен ли звук быть резким или протяжным — вот примеры вопросов, которые должен задавать себе звукорежиссер, работающий над созданием определенного звукового образа. Очень часто для создания нужных звуков используют всевозможные приборы и приемы обработки.

Распространенный метод создания специальных звуков состоит в том, чтобы записать звучание самого предмета (или почти такого же предмета), озвучиванием которого занимается звукорежиссер, и затем несколько исказить его. Наиболее простой способ — ускорить или, наоборот, несколько замедлить звучание.

Новые звуки можно создавать также путем объединения нескольких различных звуков. Голос гигантской рептилии может состоять, например, из целого набора голосов птиц и зверей.

Часто для создания новых звуков используют человеческий голос. Этот гибкий инструмент стал основой для множества звуков, имитирующих голоса животных, птиц, и звуков, издаваемых фантастическими монстрами. Множество интересных звуков можно создать, искажая и обрабатывая детский голос. Очень важно, что звуки, создаваемые на основе человеческого голоса, эмоционально всегда очень богаты.

Многие интересные звуковые эффекты можно получить, используя приборы динамической и частотной обработки. Например, отрезав нижние частоты, начиная примерно с 85 Гц, в записи ветра, можно убрать нежелательные громыхание. Но если поднять обрезной фильтр до 4 кГц, звукорежиссер ликвидирует ту составляющую звука ветра, которая отвечает за его узнаваемость. Оставшийся легкий воздушный звук, напоминающий шепот, можно использовать, например, для озвучивания момента появления приведения.

Изменение высоты тона также помогает создать новые эффекты. Понижение высоты тона делает звучание более мрачным и мистическим, тогда как повышение высоты лучше подходит для озвучивания мультипликационных лент.

При создании звуковых эффектов важными инструментами являются задержка и хорус. Используя фленджеры, удобно создавать звучание реактивных двигателей и всевозможных космических кораблей на основе разных шумов.

Реверберация при озвучивании кино применяется в двух случаях: расположение звука в определенном пространстве и добавление звучанию глубины и объема. В драматических моментах продолжительная реверберация даст вес и объем звучанию, к примеру, шагов динозавра или выстрелов тяжелой артиллерии. В таких случаях можно использовать сухой звук и добавлять к нему реверберацию в качестве отдельного слоя. Интересный эффект может дать увеличение уровня реверберации на завершающей части звука.

Профессионалы постоянно фиксируют каждое новое интересное звучание металлических ударов, деревянных предметов, прочих вещей, которые шуршат, скользят или трещат, шорох различных кусков материи и «липучек», звуки, издаваемые аэрозолями, гвоздями, кусками цепей, и многое другое.

Наиболее цельной и эффективной с точки зрения воздействия на зрителя звуковой картины можно добиться только в том случае, если звукорежиссер и режиссер фильма заранее представляют себе некоторые звуки, которые должны появиться в киноленте.

Читать далее