Выбор микрофона

Для решения тех непростых задач, с которыми предстоит столкнуться тем, кто все-таки намерен писать «чистовой» звук на площадке, понадобится большой парк микрофонов. Впрочем, все зависит от проекта и от вашей собственной практики. Каждый отдельный случай будет требовать индивидуального рассмотрения.

Микрофон – приемник звука, преобразователь звуковых колебаний в электрические.

Существует множество способов преобразования звуковой энергии, в электрическую, но любой микрофон можно описать определенным набором технических параметров, позволяющих судить о качестве, а главное области применения того или иного преобразователя.

Чувствительность – один из наиболее важных параметров, она характеризуется отношением звуковой энергии к электрическому сигналу на выходе микрофона. Т.е. какое количество электрической энергии будет создавать микрофон под определенным звуковым давлением.

Чувствительность или уровень передачи микрофона в большей или меньшей степени зависят от частоты звуковых колебаний. График этой зависимости называют частотной характеристикой микрофона.

Очень важным параметром частотной характеристики является ее неравномерность, которую представляют в децибелах, вычисленных как отношение значений чувствительности микрофона на какой-то определенной частоте к чувствительности на средней частоте, за которую обычно принимают частоту 1000 Гц. Чувствительности на частоте 1000 Гц, условно приписывают уровень 0 дБ и от нее отчитывают неравномерность, как в положительную, так и в отрицательную сторону.

 

Способность микрофона реагировать на звуки в зависимости от пространственного расположения источника и направления прихода звуковых волн определяется характеристикой направленности.

Характеристику или диаграмму направленности графически представляют в полярной системе координат.

Микрофоны принято подразделять по диараммам направленности на три группы: ненаправленные, двусторонненаправленные и односто-ронненаправленные.

Микрофоном ненаправленного действия называют такой микрофон, чувствительность которого остается постоянной независимо от направления, по которому приходят к его чувствительному элементу звуковые волны. Диаграмма направленности такого микрофона имеет форму круга.

Конечно, это не идеальная сфера, она ей быть не может, потому, как микрофон оказывает экранирующее действие по отношению к разным частотам. Подразумевается что на низких частотах это действительно сфера, на средних это нечто похожее на овал, на высоких любая другая форма.

Двусторонненаправленные микрофоны – имеют одинаковую чувствительность с фронтальной и тыловой сторон, а в поперечном направлении чувствительность равна нулю.

За схожесть диаграммы направленности с цифрой «8», к микрофонам с такой характеристикой применяют термин «восьмерка».

Односторонненаправленные микрофоны воспринимают звуковые колебания, приходящие лишь с фронтальной стороны. Диаграмма направленности схожа с геометрической фигурой «кардиоидой», поэтому и микрофоны называют кардиоидными.

Различные характеристики направленностей микрофонов – результат конструкторских ухищрений, их суть заложена в положении чувствительного элемента относительно корпуса.

Диаграмма направленности – одна из наиболее важных эксплуатационных характеристик микрофона. Важно подобрать для каждого конкретного случая микрофон с нужной характеристикой.

Например, микрофон со сферической диаграммой направленности применяют для записи синхронных шумов, чтоб захватить как можно шире звуки, находящиеся в разных точках пространства, или например группу разговаривающих собеседников за столом.

«Восьмерка» подойдет для записи диалога двух человек, или некого музыкального дуэта, где участники находятся друг напротив друга.

Кардиоидные микрофоны применяются при записи индивидуальных источников таким образом, что бы звуки других источников проникали как можно меньше. Например, голос, инструмент солиста и оркестр озвучиваются разными микрофонами, не «проникая» в чужой микрофон.

 

 

Классификация микрофонов

По способу преобразования акустической энергии в электрическую, микрофоны разделяются на несколько основных типов:

Динамические микрофоны– микрофоны, в которых применяется принцип электромагнитной индукции, возникновение электродвижущей силы (ЭДС) при движении проводника в постоянном магнитном поле.

Движение мембраны и катушки в поле постоянного магнита генерирует переменный электрический ток.

Применение: Динамические микрофоны используют на близких расстояниях от источника звука от 1 см до 50 см. На этом расстоянии микрофон наиболее эффективно передаёт нюансы сохраняя естественность звучания источника. Эти микрофоны подходят для динамического вокала, ярких, громких музыкальных инструментов (труба, тромбон, туба, контрабас...), где необходимо снять «динамику», яркость инструмента на близком расстоянии.

Так же в разновидность динамических микрофонов входят «ленточные» микрофоны, однако их почти не используют ввиду их особенной хрупкости.

Конденсаторные микрофоны– они же электростатические, построены на принципе изменение ёмкости под действием звукового давления. Работают с дополнительным «фантомным» питанием, в основном 48 В.

Совершено иной принцип преобразования звуковой энергии в электрический ток.

Звуковая энергия меняет емкость, которая в свою очередь, принимая электрический ток, преобразует изменение ёмкостей в переменный ток, аналогичный звуковым колебаниям. Конденсаторные микрофоны обладают большей чувствительностью по сравнению с динамическими микрофонами, обладают более ровной частотной характеристикой, имеют возможность быть комбинированными в плане диаграмм направленности. Однако, наибольшая чувствительность неизбежна связана с большей хрупкостью, поэтому с конденсаторными микрофонами следует обращаться с большей осторожностью.

Применение: Чаще всего микрофон используют на больших расстояниях от источника звука 20 см – 20 м. Они хорошо подходят для «съема», шумов, голоса, струнных и т.д., где необходимо передать наибольшую индивидуальность, характерность звучания на достаточно большом расстоянии.

Электромагнитные приемники звука– по сути, тоже разновидность динамического микрофона, где в поле постоянного магнита и статичной катушки движется некий металлический элемент, якорь. Данный вид приемников звука используется в электрогитарах, где якорем являются железные струны.

Угольный микрофон– так же можно отнести к разряду динамических, хотя для его эффективной работы требуется электрический ток, как для коненсаторных микрофонов. Принцип его работы заключен в изменении сопротивления под действием звуковой энергии.

Конденсаторные и динамические микрофоны могут иметь любую диаграмму направленности. В зависимости от назначения могут обладать уникальной АЧХ, динамическим диапазоном. Все данные о том или ином микрофоне фиксируются, отображаются в сопутствующем паспорте.

Читать далее