Перезапись, сведение фильма

Этот процесс представляет собой приведение разрозненных звуковых фактур к единому балансу и объединение их в единое звуковое пространство. Точнее, это чередование звуковых пространств и звуковых балансов. Здесь собираются все задействованные в фильме фактуры. Сложные перезаписи (например, перезапись саундтрека фильма в формате Dolby Digital) делаются по этапно, по мере изготовления предварительных миксов. Они так и называются – премиксы. А если конечным результатом будет монофонический микс для телевизионной версии, то перезапись часто делается сразу, без изготовления премиксов, то есть идет обычное сведение.

После перезаписи доходит черед до дополнительного технического процесса – изготовления мастер - носителя, с которого фильм будет распространяться, демонстрироваться или тиражироваться. Если это формат Dolby Digital, то производится кодирование фонограммы. Для телевизионной версии готовится формат, с которого фильм должен идти в эфир (на сегодняшний день это, как правило, Betacam SP). А если это подготовка материала к производству DVD, то присутствуют форматы Digital Betacam и др.

В период съемок и озвучаний могут быть приготовлены какие угодно фонограммы всевозможных шумов, музыки и реплик, но только в процессе перезаписи, когда они непосредственно сопоставлены между собой и со зрительным рядом, возможно окончательно решить, какие из звуков нужны, в каких соотношениях и какой дополнительно оттенок надо каждому из них придать.

Благодаря перезаписи удается сконцентрировать в одном эпизоде такие звуки и в таких соотношениях, каких в природе одновременно в одном месте и не встретишь.

Перезаписью складывают пропорции не только между звуковыми компонентами, но также между самим изображением и звуком. Это не простое их сложение, а более сложное действие, в результате которого окончательно формируется звуковой кинофильм.

Пусть не часто, но в результате перезаписи комплекс звуков может настолько завладеть чувствами зрителей, что визуальная сторона фильма, если и не уступает в силе впечатления, то, во всяком случае, разделяет ее со звуком.

Во время перезаписи могут быть открыты и зафиксированы такие трансы, каких в самой киноленте или отдельно взятой фонограмме поначалу и не заметишь.

Поиски и воплощение пропорций и красок с целью максимального использования драматургической силы звуковых компонентов — таково художественное назначение перезаписи.

С другой стороны, перезапись — это технологический процесс изготовления фонограммы, которая должна стать исходным материалом для тиражирования фильма, а затем его демонстрации в кинотеатрах, поэтому требования, предъявляемые к техническому качеству фонограмм перезаписи, весьма высокие.

 

Художественное назначение перезаписи

Чтобы в изображении сосредоточить внимание на главном, помимо заострения самого действия его стремятся выделить резкостью (фокус) и светотеневым рельефом. Задний план в большинстве случаев находится вне фокуса; иными словами, создают эквивалент реальной картины.

Избирательность, как известно, свойственна и слуху. Человек фиксирует в своем сознании только те звуки, которые считает в данном случае наиболее важными. Поэтому мы в состоянии расслышать и понять слова своего собеседника, сколь интенсивны ни были бы окружающие шумы.

Следовательно, нет надобности в фильме нагромождать все звуки, которые в данной ситуации могут раздаваться вокруг. Как правило, надо отбирать только те из них, что имеют драматургически-смысловое значение. Перезапись позволяет при наличии соответствующих фонограмм решить эту задачу.

Например, с появлением кадра, где люди разговаривают на фоне водопада, грохот может быть сильным только вначале, но с началом диалога шум надо максимально приглушить, делая это плавно, чтобы не было скачка в звуковом фоне, но и достаточно быстро, чтобы шум не заглушил начальных слов.

Режиссер фильма во время перезаписи стремится «выжать» все, что, по его мнению, может эмоционально усилить действие, иногда злоупотребляя громкостью музыки и шумов там, где идет диалог. Не все пожелания режиссера в этом направлении выполнимы: будучи в состоянии творческой приподнятости, он порой забывает об условиях демонстрации фильмов в кинотеатрах и о возможности человеческого восприятия.

Непрерывная и назойливая фоновая музыка или однообразные шумы раздражают и утомляют зрителей, в результате многие реплики остаются непонятными, как бы четко они ни были произнесены. Даже многословие утомляет и некоторые слова проходят мимо незамеченными, теряется нить восприятия. Исключение составляют реплики, тексты которых построены искусно.

Вследствие переутомления очень громкими звуками в слуховом аппарате человека возникают самопроизвольные импульсы, которые вызывают ощущение шума.

Бесполезно «перекрикивать» репликами прочие громкие звуки. Надо установить уровень речи, а музыку и шумы «подводить» так, чтобы они не мешали свободному, без напряжения, восприятию произносимых слов.

В тишине разборчивость речи растет с увеличением ее громкости, но с какого-то предела она вновь начинает ухудшаться. Это происходит из-за перераздражения слухо­вого аппарата высоким уровнем отдельных составляющих речи, интенсивность которых при общем росте громкости передачи приближается к порогу болевого ощущения.

Увеличение громкости реплик на фоне музыки или шумов может не только не улучшить разборчивость, но даже ухудшить ее.

При очень громкой речи слух утомляется, возникает самомаскировка речи. Интересно, что маскировка предшествующими громкими звуками сказывается больше, чем последующими. Громкий звук как бы обгоняет тихий и маскирует его в слуховом центре слушателя.

Оглушение чрезмерно громкой речью приводит к потере разборчивости, причем оглушающее воздействие будет тем больше, чем больше уровень сопровождающих речь других звуков, однако вне зависимости от самой маскировки этими звуками.

Маскирующее свойство музыки и шумов при сочетании с репликами обусловливается не только соотношением уровней. Бывает так, что, слушая на репетиции перезаписи одну только репличную фонограмму, звукорежиссер доволен ее качеством, но, включив музыку или шумы, сопровождающие действие, он сразу испытывает необходимость перестроить позиции фильтров речевого канала, иначе на фоне других звуков, даже и не громких, речь теряет четкость.

Решающим становится выбор частотных коррекций каждого из компонентов. Например, если фонограмма речи изобилует низкими частотами, а в совмещаемой с нею музыке много басовых, трудно одним только соотношением уровней достичь хорошего результата. Подбором же позиций частотных компенсаторов можно установить коррекции, при которых удается создать желаемые пропорции звуковых компонентов, не нарушая четкости каждого из них. Чаще всего возникает необходимость приподнять в речевом канале область высоких частот.

Надо иметь в виду, что неосторожное пользование фильтрами может лишить голос в записи натуральности тембра, поэтому, применяя их, надо искать приемлемые компромиссы.

Так или иначе, нельзя строить звуковую композицию фильма в ущерб четкости речи. Зрители должны без всякого напряжения слышать и понимать все, что говорят с экрана,

Не надо также рассчитывать на исправление недостатков речи перезаписью. При всех обстоятельствах голоса актеров в первичной фонограмме должны звучать четко и ясно.

 

Технические задачи перезаписи

Добиваясь художественных нюансов, звукорежиссер в то же время действует в пределах технических норм и условий. Хотя оригинал перезаписи фильма с фонограммой фиксируется на цифровом носителе, надо помнить, что звуковая дорожка будет воспроизводиться на оборудовании с ограниченным динамическим диапазоном.

Звукорежиссер должен помнить об условиях демонстрации фильма в кинотеатрах, где уровень собственного шума зрительного зала может маскировать некоторые нюансы, отчетли­вые в момент перезаписи или в небольшом просмотровом зале киностудии.

Условия восприятия звука в первом и последнем ряду кинотеатрального зала различны: тихие звуки могут пропасть для зрителей последних рядов, если уровень воспроизведения установлен благоприятным для зрителей, сидящих близко от экрана, но если уровень отрегулирован так, чтобы в последнем ряду были хорошо слышны самые тихие места фильма, тогда передние ряды будут оглушены в момент громких звучаний.

Искусственное сужение диапазона уровней обеспечит при средней громкости воспроизведения в кинотеатре хорошую слышимость со всех зрительских мест.

Читать далее