Средства выражения музыки

КОНТРАПУНКТ

Контрапункт - это многоголосый склад музыки, в котором все голоса мелодически самостоятельны. Принцип контрапункта широко применяется не только в музыке, но и в других искусствах. В кино он существует как один из композиционных приемов построения звукозрительных образов. Одной из основных особенностей киномузыки - это способность сочетаться с изобразительным рядом не только при совпадении с содержанием кадра по ритму и настроению, но и при полном несовпадении, то есть при так называемом контрапунктическом звучании. На этом свойстве построено много лучших эпизодов в фильмах, известных своей художественной выразительностью. Музыка способна привносить в изобразительный ряд совершенно особые качества; вторгаясь в его концепцию, она рождает новые ассоциативные впечатления, создает иное драматургическое содержание материала.

Хороший пример о трагическом контрасте между изображением, показывающим толпу выходящих из вагонов евреев, и веселым маршем, который испол­няет в знак «приветствия» духовой оркестр в фильме «Судьба человека». Вряд ли мыслим больший контраст между изображением и музыкой, более выразительного, эмо­ционального комментария вообще невозможно себе представить. Драматургический контрапункт состоит здесь в том, что музыка своим собственным вы­разительным и смысловым содержанием противоре­чит   зрительному изображению.

 

ЛЕЙТМОТИВ

Лейтмотив - это ведущая музыкальная тема, характеризующая действующее лицо или группу лиц, она сопровождает обычно либо неоднократное появление действующего лица, либо повторение того или иного события. Лейтмотив, давая некую психологическую характеристику героям и событиям, призван помочь зрителю в понимании происходящего на экране. Лейтмотивом фильма может быть не только музыкальная тема, звучащая в оркестре, это может быть и песня, исполняемая солистами или хором, вокальная партия и т. п.

В песне чаще всего выражается не действие, а чувство, настроение действующего лица, в ней заложены не только музыкальные характеристики экранного действия, но и смысловые, поскольку в каждой песне есть слова, выражающие определенную идею, отвечающие содержанию и смыслу эпизода.

В многосерийном телевизионном фильме режиссера Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» две песни, написанные композитором М. Таривердиевым на слова поэта Р. Рождественского. Сменяя одна другую, песни звучат в фильме как образно трансформирующийся лейтмотив. Музыкальные темы хорошо согласуются с развитием сюжета - варьируются и транспонируются по ходу фильма, звучат то в мажоре, то в миноре, то в оркестровом, то в вокальном исполнении, отчего воздействие их возрастает. Экранное действие заканчивается, но песни еще продолжают звучать, они долго остаются в памяти зрителей. Часто песня или танец используется в фильме в виде вставного номера, когда это ходу развития сюжета автор просто испытывает необходимость в передышке, в небольшой паузе.

 

ПЕСНЯ

При использовании песенного материала надо учитывать возникающие в связи с этим дополнительные трудности при монтаже фонограмм, содержащих песню. Ии если в музыке песни купюру сделать довольно просто, то в тексте такие купюры не всегда допустимы; часто оказывается, что даже изъять куплет целиком невозможно. Иногда приходится прибегать к удлинению планов изображения, чтобы слова песни были допеты до конца.

Читать далее