Предварительное сведение (premix)

Предварительное сведение фонограмм при стереофонической перезаписи является очень длительным и трудоемким технологическим процессом. Его суть состоит в последовательном (по частям фильма) групповом сведении фонограмм. Отдельно сводятся реплики, затем музыкальные фонограммы, далее – связанные с репликами синхронные шумы, а в последнюю очередь – фоны. Итог сведения – четыре многодорожечные фонограммы "премиксов".

 

Premix синхронных шумов

Премикс синхронных шумов имеет несколько большую степень свободы, чем сведение реплик. Это относится к локализации кажущегося источника звука (КИЗ). Действительно, странно было бы услышать синхронные шумы, относящиеся к говорящему в данный момент персонажу, но звучащие из другой пространственной точки. Например, реплики звучат из центра, а шаги этого персонажа формально локализованы в правом канале, где на экране находится его изображение. Понятно, что в таком случае шаги и другие синхронные звуки, относящиеся к данному говорящему персонажу, правильнее посылать также в центральный канал.

Однако персонажи, находящиеся в кадре, совершенно не обязательно непрерывно разговаривают, возможны паузы, и значительные. И здесь у звукорежиссеров появляется возможность стереофонизировать синхронные шумы, перемещая КИЗ между каналами.

Именно по этой причине синхронные шумы во время их озвучания записываются по персонажам и объектам раздельно. Это позволяет их стереофонизировать персонально (например, один персонаж стоит и разговаривает, а другой молча "ходит" по комнате в кадре и т.п.).

Помимо локализации (КИЗ) персонажи и объекты обрабатываются соответствующими акустическими программами, в том числе индивидуальными для каждого плана и объекта (например, один персонаж расположен близко, а другой находится в соседней комнате – с иной акустической атмосферой и в иных изобразительном и звуковом планах).

Локализация КИЗ синхронных шумов допускает использование всех звуковых каналов, за исключением сольного использования СНЧ-канала (субвуфера). В последнем случае обязательно необходимо продублировать такой КИЗ в центральный канал. Следует также учесть, что спектр сигнала в СНЧ-канале будет принудительно сужен сверху, а в центральном канале – снизу, и их обязательно нужно между собой сбалансировать по громкости.

 

Premix игровых шумов и фонов

Премикс игровых шумов занимает значительное время в процессе перезаписи фильмов в звуковых форматах Dolby, а для картин с высокой постановочной сложностью, как правило, большую часть времени требует сведение премиксов. Это связано с той особой ролью, которую играет шумовое и фоновое окружение зрителя в кинофильмах с указанными форматами. По замыслу их создателей, зритель в полной мере может погружаться в звуковой ряд действия (особенно в фильмах со звуковым форматом 5.1 и более).

Особенностью исходных фонограмм игровых шумов является их стереофоничность. Абсолютное большинство из них составляют двухдорожечные стереофонограммы, записанные на съемочной площадке. Вполне реалистичные фонограммы, прямо соответствующие снятому изображению, могут быть записаны в стереосистеме ХY, поддерживаемой соответствующими микрофонами.

В настоящее время уже выпускаются качественные микрофоны формата 5.1, и их единственным недостатком является высокая стоимость. Микрофоны этого типа, например фирмы Holophone, наиболее эффективны для записи игровых шумов, фонов и пауз на съемочной площадке.

Сведение шумов обычно предполагает соединение в одной многоканальной фонограмме как собственно игровых шумов, так и окружающей их звуковой "атмосферы". Многоканальность итоговой фонограммы при этом может быть использована максимально, позволяя организовать одновременно множественные сочетания различных звуковых составляющих с хорошей индивидуальной разборчивостью (если это необходимо в конкретном эпизоде).

Шумовая многоканальность значительно облегчает возможные проблемы с разборчивостью реплик. Действительно, рассредоточение шумов, игровых пауз или фонов в соседние с "репличным" каналы позволяет существенно разгрузить этот канал от маскирующих реплики звуков. Но при этом у звукорежиссеров всегда сохраняется возможность независимого управления и шумами, и фонами, и паузами, в том числе и со значительными уровнями громкости. При необходимости часть шумовой или фоновой информации может быть добавлена в "репличный" канал, но со значительно меньшим уровнем. Это позволит избежать возможного появления "фантомного" разрыва в звучании шумов или фонов, но никак не скажется отрицательно на разборчивости реплик.

Первичная стереофоничность шумов и фонов позволяет очень легко их рассредоточить в большем числе звуковых каналов, например за счет попарного удвоения. Очень часто звукорежиссеры используют этот прием для фонов и игровых пауз, когда левый заэкранный канал распараллеливается в канал левой стены. То же самое производится и для правого канала. Как итог – легко реализуется формирование звуковой сферы, в которую помещается кинозритель.

Очень часто преобразование исходных шумовых и фоновых стереопар сопровождается использованием дополнительных акустических эффектов (эмуляцией искусственной акустики или реконструкцией "первичной" акустики исходной фонограммы), транспонированием частотного диапазона исходной фонограммы и т.п.

Примером такого транспонирования является обогащение спектра фонограммы низкими частотами исходной звуковой информации, а также искусственное формирование НЧ-информации. Реальные записи на натуре или в интерьере, если они не произведены с применением специальных микрофонов, обычно не содержат значительных низкочастотных составляющих (в диапазоне 20...70 Гц). Поэтому такая информация формируется при сведении премиксов шумов с помощью гармонайзеров в соответствии с драматургическим строением эпизода кинофильма.

Читать далее