Оценка качества звука в готовом фильме

О качестве звука кинофильма судят по совмещенной копии с оптической звуко­вой дорожкой.

Контрольная копия служит своего рода эталоном при сдаче исходных материалов фильма кинокопировальной фабрике. Эта копия изготовляется цехом обработки пленки со смонтированных негативов изображения и негатива фонограммы, полученного в результате электрокопирования с магнитного оригинала перезаписи.

Копия считается контрольной только тогда, когда это признают кинооператор и звукооператор. Наступает пора оценки качества звука в готовой кино­картине.

Каждый    фильм как произведение искусства требует тонкого подхода при определении его художественных достоинств, в том числе и в области звука. Но помимо оценки художественного исполнения изобразительная часть и звук получают свой конкретный, сугубо  профессиональный отзыв операторов, звукорежиссеров, киноинженеров и дру­гих специалистов.

Вряд ли правильно разграничивать показатели звукорежиссерской или операторской работы на технические и художественные, однако термин техническое качест­во существует. В рамках этого условного определения можно взвесить достоинства различных сторон звуковой части фильма. Например, таких:

·      общее впечатление от звука в фильме: оно может быть хорошим, удовлетворительным, плохим;

·      средний уровень звучания фильма: нормально, очень громко, очень тихо;

·      частотная характеристика звучания фильма: нормаль­но, чрезмерно низко, чрезмерно высоко;

·      идентичность среднего уровня громкости частей филь­ма: при переходе с части на часть не должно возникать необходимости в дополнительном микшировании;

·      выполнение звуковых переходов на сменах частей: они должны быть плавными и не создавать резких скачков, если это не продиктовано сюжетно-стилевыми соображе­ниями;

·      четкость и внятность реплик, их разборчивость, тембральная характеристика различных действующих лиц;

·      совпадение плана звучаний с крупностью изображае­мых на экране действующих лиц или других источников звука, соответствие акустической атмосферы зрительному образу;

·      монтажная стыковка фонограмм в пределах эпизода, сцены: фонограммы, составленные из отдельно снятых отрывков, должны создавать впечатление непрерывного дей­ствия, речь должна звучать плавно, без скачков на мон­тажных стыках, иными словами так, будто действие перед киноаппаратом не прекращалось;

·      выполнение звуковой связи между сценами и эпизо­дами: за исключением преднамеренных контрастов они должны быть плавными и не раздражать слух;

·      качество звукозаписи музыки: прозрачность звучаний, ясность и естественность тембров, равновесие между груп­пами инструментов, благоприятно ли сочетание сольных исполнений и аккомпанемента или они мешают один дру­гому, акустический эффект;

·      шумовое оформление: оно может быть грубым или вы­полнено тонко, однообразным или разнообразным и ориги­нальным;

·      использование интересных акустических эффектов: ре­верберация, эхо, своеобразные звуковые эффекты натур­ных объектов;

·      применение специальных звуковых эффектов: транс­формация, транспонирование и др.;

·      локализация звуков: тонко и точно выполненная, дей­ствующая раздражающе, не соответствующая композици­онному расположению изображаемых источников  звука;

·      оригинальное использование возможностей стереофо­нии: в репликах, в музыке, в шумах;

·      равновесие между различными компонентами звука: благоприятны или же назойливы и мешают друг другу реп­лики, музыка, шумы;

·      микширование: может быть плавным, тонким, либо проявляться как грубое вмешательство. Может быть роб­ким, нерешительным, без смелых, выразительных акцентов или, наоборот, смелым, конкретным. 

Следует предостеречь, что было бы неверным, оценив работу по каждому из перечисленных аспектов, суммиро­вать «баллы» в некую окончательную оценку. Арифмети­ка здесь неправомочна.

Читать далее