Реставрация звука

Компромиссно записанный звук нуждается в реставрации. Она должна проводиться в специально подготовленном помещении на профессиональных контрольных мониторах, обеспечивающих параметры, соответствующие критериям последующего использования вашей продукции. Контролировать процесс реставрации через мультимедийные колонки — все равно что рисовать в темноте.

Во-первых, постарайтесь критически оценить фонограмму целиком. На треках с актерским озвучанием необходимо вырезать все частоты ниже 100…120 Гц. Если голос звучит или должен звучать далеко, то частоту среза можно поднять. Этот незамысловатый прием поможет избавиться от нежелательных проникновений задувания ветра, НЧ-колебаний (например, шагов по паркету), передающихся на мембрану микрофона через корпус, стойку и пол, на котором он установлен, а также от фрикативных (взрывных) согласных звуков, «заплевывания» микрофона при близком расположении к нему.

Если голос звучит тускло и неразборчиво, попытайтесь исправить ситуацию с помощью многополосного компрессора, в котором наиболее чувствительные параметры будут установлены на частотах 3…5 кГц.

От нелинейных искажений в виде ровного белого шума можно избавиться несколькими способами. Наиболее эффективный — это компьютерный плагин de-noiser, работающий на основе противофазных вычитаний составляющих частотного спектра, идентичных образцу шумового семпла. Этот плагин способен убрать весь шум из фонограммы, но оставит ее безжизненной, лишенной естественных атмосферных шумов и натуральности звучания тембров. Многополосные экспандеры для шумоподавления бережнее относятся к звуку, но качественные алгоритмы стоят больших денег.

Если шумов в фонограмме немного, можно воспользоваться эквалайзером, желательно параметрическим. Как правило, критическая зона шума находится в районе 7…12 кГц. Необходимо найти несколько критических частот и вырезать их с наиболее узким коэффициентом добротности. Затем трек обрабатывается гейтовым экспандером, который мягко «придавит» оставшиеся шумы в паузах между репликами. Эта процедура впоследствии поможет более качественному и легкому наложению атмосферных шумов и музыки. И не забудьте отредактировать трек по уровню! Он должен быть полностью «читаем» даже на маленькой громкости. (Кирилл Буканов. "Звук в малобюджетном кино: проблемы и решения". "Звукорежиссёр" №10, 2007 г.)

Читать далее