Подготовка к киносъемке

Создание художественного звукового образа должно начинаться с осмысления того, что именно хотят получить режиссер, оператор, продюсер и, конечно, звукорежиссер будущего фильма от записи звука на съемочной площадке. Без конкретного плана сложно добиться чего-либо – весь съемочный период превращается в банальное запечатление тех или иных звуков, периодически возникающих на площадке. Речь и шумы, как полезные, так и абсолютно случайные, возникающие то и дело во время дубля, просто фиксируются с помощью звукозаписывающего устройства.

Хороший звук начинается с «предслышания» результата. Большинство факторов, разрушающих художественный звуковой образ фильма, предсказуемы, одни и те же проблемы повторяются почти с каждым новым фильмом. Это касается как чисто технического аспекта вопроса записи звука, так и художественного.

Поскольку положительный результат в достижении необходимого художественного образа в звуке начинается с предвидения, процесс подготовки к съемочному периоду нельзя недооценивать. Это касается и чтения сценария, и общения с режиссером, и выбора места съемки, и подбора необходимого персонала и аппаратуры.

Поскольку звукорежиссер является не единственным участником воплощения авторского замысла и звук лишь часть целостного художественного образа, необходимо умение работать во взаимодействии с другими специалистами. Назовем тех, от кого хотя бы в какой-то мере зависит «чистовая» фонограмма.

1. Не последнее место в работе со звуком занимает помощник режиссера. Именно от него во многом зависит дисциплина на площадке. Помощник режиссера должен разъяснить несколько важных моментов. Например, что слово «тишина» означает полное отсутствие хождений по площадке людей вне кадра, отсутствие шумов подготовки к съемке, доносящихся из соседних помещений. Никаких шумов машин, сигнализаций, лишних разговоров и т.д. Не стоит торопить микрофонного оператора, которому нужно время для того, чтобы закрепить радиомикрофон-«петличку» на актера. Сэкономленные секунды могут обойтись гораздо дороже на следующих этапах работы со звуком. Репетиция с камерами – это значит и с микрофонами тоже. Звукорежиссеру необходимо записать «тон помещения», или «паузу». На это тоже нужно время. Задача помощника режиссера – обеспечить полную тишину на площадке во время записи «паузы». Перед съемкой необходимо проконтролировать отключение всех мобильных телефонов, они могут вызывать помехи в радиопередатчиках.

2. Директор съемочной группы тоже может помочь при записи «чистового» звука. Этот человек во многом определяет размер дополнительных затрат на те или иные проблемы, связанные с записью звука. Надо объяснить столь важному участнику съемочного процесса, что говорить «нет» можно только в том случае, если внимательно обдуман бюджет монтажно-тонировочного периода и его изменение. Экономия на тихих местах для съемки и на проверке новых объектов может дорого стоить уже на этапе производства. Следует помнить, что даже на многих новых сценических площадках расположение регуляторов света (диммеров) оставляет желать лучшего. Их часто располагают в непосредственной близости от сцены, что является очень серьезной проблемой и довольно скверно корректируется в дальнейшем – на этапе чистки записанного звука.

3. Отдел операторской техники является одним из самых близких к звуковому. С помощниками оператора (их почему-то часто ошибочно называют «видеоинженерами») необходимо попытаться организовать работу, чтобы максимально уменьшить шум камер и других технических средств из арсенала оператора. Помочь здесь может использование разнообразных мягких кожухов, силиконовых покрытий, одеял и т.п.

Многие проблемы решаемы и возникают они из-за отсутствия компромисса с операторами. Естественно, лучше предусмотреть их заранее. Для того чтобы иметь возможность нормально записать звук с микрофона, расположенного на удочке, операторы должны придерживаться выбранного формата кадра и решать любые возникающие проблемы со звукорежиссером до того, как режиссер и актеры станут видны в видоискателе. Конечно, можно понять операторов, которые негативно относятся к различным ухищрениям, направленным на подавление шума камеры. Многие из операторов отказываются работать с такими устройствами. На этапе подготовки к съемке надо объяснить необходимость использования подобных придумок.

4. Оператор-постановщик – главный соратник и одновременно противник звукорежиссера в борьбе за «чистовой» звук. Соратник тогда, когда он уже работал с «чистым» звуком и знает о проблемах, которые можно решить только с его помощью. Противник – когда говорит о безоговорочном доминировании изображения над звуком и упрямо не хочет идти на компромисс. В частности, на компромисс в постановке света. Например, оператор-постановщик освещает кадр, забывая о необходимости размещения микрофона над головой актеров, а впоследствии начинаются различные проблемы с тенями от микрофонной удочки, бликами и т.д.

Часто съемки ведутся на улице в реальном автомобиле. Актеры сидят внутри, а камера располагается снаружи. Внутри машины происходит диалог. Главный оператор при постановке света должен помнить о звуковых проблемах и стараться поставить свет так, чтобы съемка могла вестись с закрытыми автомобильными окнами, если это возможно. Подобные проблемы с окнами могут возникать и при съемках в интерьерах.

От взаимодействия операторского и звукового цехов, от умения найти компромисс зависит, насколько успешно будет записан «чистовой» звук.

5. Цех специальных эффектов должен предпринять все разумные усилия, чтобы держать шумные устройства как можно дальше от площадки. Естественно, такая необходимость возникает в том случае, если в сцене есть диалог. Так, например, при создании эффекта дождя необходимо поместить дождевую установку и насос на максимальном расстоянии от площадки. Полезным может оказаться использование меховых ковриков для приглушения шума от капель дождя по крышам, если это не видно в видоискателе. Обогреватели часто используются при съемках на холодных площадках осенью и зимой. Необходимо отключать их заблаговременно перед началом съемки, чтобы устранить возможные потрескивания, которые длятся некоторое время после выключения.

6. Костюмерный цех может оказать содействие в том случае, если звукорежиссер планирует использование миниатюрных радиомикрофонов-«петличек». Ужасный хруст и треск могут быть побеждены, а наилучшее расположение микрофона на одежде актера можно обеспечить, если заручиться поддержкой столь важного для звукового кино отдела, как костюмерный. Нужно хорошо продумать варианты бесшумной одежды, когда планируется «в чем будут ходить основные герои» на протяжении всего фильма. Одежда из шелка может доставить чрезвычайно много неприятностей звукорежиссеру. Нижнее белье из шелка сулит самые серьезные проблемы. При использовании галстука из «опасного» материала можно «спасти ситуацию» хлопчатобумажными вставками. При выборе различных цепочек, ожерелий и т.д. также необходимо помнить о тех шумовых помехах, которые они могут привнести.

7. Реквизиторы должны знать, что в сценах, где диалог происходит одновременно с перебиранием посуды за столом, можно уменьшить шум, создаваемый столовой утварью, подстелив под скатерть фетровую подкладку. Этот же прием можно использовать при съемках на кухне. Серьезную проблему представляют собой газированные напитки в стаканах – шампанское и т.д. Пузырьки будут видны, даже если основной заряд газа вышел. Исключение составляют сцены, в которых бутылка шампанского открывается в кадре. И все равно диалог можно снимать и через пять минут после открытия бутылки. Использование фальшивых ледяных кубиков в стаканах с напитками тоже обязательно.

8. Нужно находить общий язык и с энергетиками. При съемке с использованием генератора тока критичным является вопрос расстояния. По возможности надо стараться ставить генератор за зданием или создавать другую помеху, которая может помочь избежать прямого проникновения шума на площадку. Использование местных источников питания, особенно когда не требуются большие мощности, может дать хороший для звука результат. Все разумные меры необходимо предпринять для уменьшения шума осветительных приборов и балласта, использовать по возможности длинные кабели для того, чтобы держать все шумные приборы как можно дальше от площадки.

9. Подходя к общению с режиссером, стоит напомнить, что без альянса режиссер – оператор – звукорежиссер хороший художественный звук невозможен. Режиссер должен понимать, что многие звуковые проблемы можно решить только при его помощи. Так, например, эти проблемы можно диагностировать лишь тогда, когда на съемочной площадке становится достаточно тихо, чтобы можно было слышать тишину через микрофоны. Звукорежиссер часто сталкивается с проблемой, решение которой «здесь и сейчас» даст гораздо более качественный результат, чем последующая переозвучка. Разница между хорошим и плохим звуком чаще всего заключается в мелочах. Несколько минут в день, потраченные на решение той или иной звуковой проблемы, окупят себя с лихвой впоследствии. От небольшой коррекции настроек аппаратуры, смены позиции микрофона, перезарядки передатчика радиомикрофона, подстилки подкладки для тихих шагов, смазки двери, изменения гулкости комнаты, выключения шумного механизма, плотного закрытия двери или окна зависит чрезвычайно много.

Подводя итог обсуждению подготовительного процесса, следует отметить, что главными словами являются «разумный ответственный подход». Звукорежиссер, занимающийся непростым этапом записи и подготовки к записи звука на площадке, должен знать, что происходит со звуком в дальнейшем. Отсутствие подобных знаний может привести к тому, что запись звука на площадке пойдет по довольно популярному сценарию «мне все равно», или «после меня хоть потоп».

Больше всего для защиты звука на этапе подготовки может быть сделано в отделе натурных съемок. Выбор натуры обязательно должен проходить с учетом условий, необходимых для записи чистого звука. По крайней мере, все факторы, которые могут повлиять на звук, должны быть оценены заранее. Часто съемки проходят в шумных местах, которые легко можно заменить на другие, менее шумные. Или, если есть возможность, лучше снимать в шумных местах в выходные.

Правда, следует заметить, последнее не действует для мест отдыха, так как в выходные там как раз более шумно, чем в будни. Зачастую съемки проходят в непосредственной близости от оживленной проезжей части, стройки, школы, аэропорта, железной дороги и других мест, имеющих высокий уровень фонового шума. Все эти проблемы представляются очевидными и решаемыми. Безусловно, существуют места, абсолютно необходимые и существенные для фильма. В такой ситуации остается лишь попытаться сделать все, что возможно, техническими звукорежиссерскими средствами.

Рассмотрим пример – съемка планируется на оживленной улице недалеко от перекрестка со светофором. Какие проблемы подстерегают звукорежиссера на этапе съемки и какие есть возможные пути их решения?

Высокий уровень шума, исходящий от проезжающих машин. С этой проблемой на этапе записи звука на площадке можно бороться двумя способами.

Первый способ заключается в более близком расположении узконаправленного микрофона на удочке. Но он, скорее всего, окажется неудачным в связи с тем, что камера (или камеры) будут снимать довольно общий план, чтобы улица была всегда в кадре.

Второй способ связан с использованием миниатюрных микрофонов-«петличек», сигнал с которых передается по радиоканалу. Как известно, микрофон-«петличка» обладает явным преимуществом перед узконаправленным микрофоном-«пушкой» – в отличие от «пушки», вне зависимости от того, насколько общий план снимает камера, «петличка» может незаметно находиться в непосредственной близости от источника сигнала, обеспечивая лучшее соотношение сигнал/шум. В данном случае можно пойти на компромисс в вопросе тембра голоса, переданного с потерями из-за того, что микрофон находится под одеждой и может не «слышать» необходимое для комфортного восприятия количество высоких частот.

Возникает резонный вопрос: зачем пытаться максимально избавиться от шума проезжающих машин, если они все время в кадре, и, следовательно, шум звучит естественно? Ответ очевиден. Так как сцена снимается на перекрестке со светофором, машины начинают движение только по появлении зеленого сигнала. Это может привести к тому, что разные дубли будут абсолютно несовместимы по уровню и характеру фонового шума. Подобные скачки в звуке могут дезориентировать зрителя. Выходом из ситуации является запись проезжающих машин на отдельную синхронную дорожку.

Естественно, необходимо постараться, чтобы речь в возможно меньшей степени улавливалась микрофоном, предназначенным для записи фонового шума. Звук, записанный этим микрофоном, можно подмешивать к дублям, в которых автомобильное движение стихало, и таким образом сгладить переходы между дублями после монтажа.

Следует упомянуть и о проблемах, связанных с использованием «петличек» в зонах работы устройств подавления радиосигнала. Съемки с использованием радиоканала невозможны в центре Москвы, например у Кремля, вблизи зданий МВД, ФСБ и других режимных объектов. Но подобные ситуации могут возникать и в неожиданных местах. От решения проблем на этапе подготовки во многом зависит конечный результат записи «чистовой» фонограммы.

Во избежание проблем при работе с интерьерами следует помнить о контроле за источниками шума, которые могут быть исключены (выключены) хотя бы на время дублей. И если в приведенном выше примере кроме записи фоновых шумов и использования микрофонов-«петличек» мало что можно сделать с источником шума, в интерьерах возможно сделать гораздо больше.

Всегда следует учитывать возможность управления системами кондиционирования воздуха. При отсутствии контроля за включением/выключением звуковой фон будет меняться от дубля к дублю, поскольку включение/выключение подачи воздуха будет происходить автоматически. Здесь не сработает прием с оживленной проезжей частью, описанный выше, поскольку источника шума никто не увидит. И, конечно, стоит помнить о дальнейшей коррекции громкости отдельных реплик. При этом могут возникать перепады интершума, которые будут мешать восприятию художественно-смысловой линии диалогов.

Если съемка происходит в большом здании, необходимо поместить рядом с кондиционером человека с портативной радиостанцией, который будет включать подачу воздуха после дубля и выключать на время дубля. Естественно, данные действия возможны лишь после получения разрешения у административно ответственного лица.

Часто съемки ведутся в барах, офисах, больницах и т.д. Здесь также необходим полный контроль за источниками шума. Компьютеры, холодильники, кофеварки, пылесосы, медицинская аппаратура и другие шумные устройства обязательно должны быть отключены на время дубля. Съемки в баре желательно проводить в нерабочее время.

Большие проблемы могут возникнуть при съемке в здании с жестяной крышей. Звук дождя, барабанящего по крыше, больше напоминает общий грохот и вряд ли будет идентифицирован зрителем именно как дождь, стучащий по жестяной крыше. Необходимо, чтобы окна и двери были закрыты, если к месту съемки проложены электрические и звуковые кабели.

Надо отметить, что на Западе на сегодняшний день существует определенная система записи «чистового» звука. Западные звукорежиссеры стараются максимально исключить всевозможные шумы, производимые самими актерами в кадре. Это касается и шагов, и скрипящих стульев, и журчащей воды на кухне и в ванной. Они пытаются найти компромисс с костюмерным отделом, чтобы при создании костюмов для героев не использовались синтетические и шуршащие материалы, а также стараются акустически обработать место съемки, чтобы при записи было как можно меньше естественных отражений. Подобный подход, на мой взгляд, является единственно правильным при записи «чистового» звука. Например, для того, чтобы заглушить шаги, на пол кладутся мягкие материалы, на обувь крепятся специальные наклейки. Для заглушения шума журчащей воды или капель, падающих из крана в раковину, под струйку воды подкладывают губку. Окна и двери тщательно закрываются, все стулья проверяются на предмет скрипа, скрипящие чинятся. На ножки стульев клеят прослойки из войлока.

В комнатах, где снимается много сцен-диалогов, настилают ковры и увеличивают количество поглощающих поверхностей для снижения уровня отражений. Естественно, все изменения подобного рода должны согласовываться с оператором-постановщиком, художником-постановщиком и режиссером.

Нельзя не сказать, что такой подход к чистовой записи звука на съемочной площадке возможен лишь при слаженной работе всех задействованных в съемочном процессе людей.

Важно уделить внимание работникам смежных со звуковым цехов. Ознакомив их в общих чертах с технологией, выбранной звукорежиссером для записи звука на этапе подготовки, можно избавиться от необходимости борьбы за хороший звук в одиночку.

Читать далее