Профессия "звукорежиссер"

По-английски звукорежиссер — audio (sound) producer, по-немецки — tonmeister, в американском обиходе — engineer producer. Какое бы название ни выбрать,  сама по себе звукорежиссура не просто ремесло — это искусство, потому что современный звукорежиссер, используя сложные технические средства,  должен решать творческие задачи.

Качественную работу со звуком можно осуществить только при наличии у звукорежиссера развитого или иначе «поставленного слуха».  Следует также согласиться с тем мнением,  что в работе звукорежиссера нет и не может быть мелочей —  все важно: расстановка микрофонов,  взаимодействие с исполнителями, обработка фонограмм,  умелый подбор музыки и шумов, умение расположить звуковой материал так,  чтобы он был органичен в программе, фильме и опирался на существующие законы психологии восприятия звука.

Очень важен сам технологический  процесс работы со звуком.  Его традиционная схема сводится к следующему:

♦   обеспечение чистой первичной записи звука на съемочной

площадке;

♦   грамотный монтаж черновой звуковой фонограммы;

♦   создание речевого и шумового озвучания;

♦   монтаж речи и шумов;

♦   монтаж фонотечных шумов и музыки;

♦   перезапись  (сведение всех компонентов звука на одну дорожку).

Как правило, хороший звук получается у тех звукорежиссеров, которые стараются познакомиться с объектами своей работы как можно ближе, постоянно совершенствуют свое мастерство, изучая полезный опыт хороших звукорежиссеров. 

Развитие цифровой и многодорожечной записи дают звукорежиссерам возможность коррекции, модификации и монтажа фонограмм.  Однако для этого требуются глубокие музыкальные знания и безукоризненный вкус. Только в этом случае будет достигнуто высокое художественное качество и коммерческая ценность фонограммы.

Необходимо также уметь организовать процесс работы над созданием звуковой партитуры,  т.е.  иметь представление об основных этапах работы над звуковым решением фильма, телерадиопрограмм различных жанров, принимая во внимание тот факт,  что каждый из них имеет специфические особенности звукового решения.  Кроме того,  звукорежиссеру необходимо иметь представление об основных функциях музыки,  о влиянии музыкальных форм на композицию фильма,  о драматургии музыкального ряда в нем,  об основных моментах слухового дискомфорта и способах его устранения и многое другое.  Все это необходимо и для создания звукозрительного (аудиовизуального) образа произведения.

В настоящее время сложилось несколько направлений или видов звукорежиссуры:

♦   концертная звукорежиссура;

♦   архивная звукорежиссура;

♦   саунд-дизайн;

♦   театральная звукорежиссура;

♦   звукорежиссура ТВ и РВ;

♦   звукорежиссура кино.

Каждое из них имеет свои характерные черты и особенности.

Общее требование ко всем специалистам,  занимающимся звукорежиссурой любого вида, —  наличие развитого слуха, хорошего музыкального вкуса,  владение всем арсеналом современных технических средств  (как аналоговых,  так и цифровых).

Звукорежиссура — это искусство, и им должны заниматься не дилетанты  «от музыки»,  а высокопрофессиональные специалисты, владеющие необходимыми знаниями и навыками.

 

Музыкальная или концертная звукорежиссура

«Концертный» звукорежиссер занимается записью фонограмм концертов солистов,  ансамблей,  оркестров в закрытых залах и на открытых площадках,  а также студиях звукозаписи.  Следует отметить, что для концертного звукорежиссера очень важен период предварительной подготовки. Он должен заранее познакомиться с исполнителями, «почувствовать»  их настроение.  Не менее важно заранее определить  «звучание» различных зон зала. Известно,  что каждый концертный зал имеет свою акустику.

Концертному звукорежиссеру необходимо чувствовать микшируемую музыку на шаг вперед. Для этого нужно обязательно изучить структуру песен группы,  особенно если приходится работать с музыкальным коллективом долгое время. Во время концерта звукорежиссер ни в коем случае не должен отвлекаться. О том, насколько профессионально он работает в зале, можно судить по реакции публики.

Кроме чисто технических задач,  концертный звукорежиссер решает и творческие: следит за темпом, фразировкой, ансамблевым соотношением в звучании групп и отдельных инструментов при записи музыкальных фонограмм.  Исполнители совместно со звукорежиссером предварительно обсуждают качество самого музыкального исполнения,  соотношения инструментов по строю, стилю исполнения,  интонации и характеру звучания.  Особое внимание уделяется синхронизации исполнения,  ансамблю, единству штриха и т.д.  Звукозапись должна отображать уровень исполнительского мастерства артиста,  она является звучащим документом эпохи.  Звукорежиссер —  непосредственный участник творческой работы музыканта, и поэтому он должен проникнуть в исполнительский замысел записываемого произведения,  понять сильные и слабые исполнительские стороны того или иного артиста.

 

Архивная (реставрационная) звукорежиссура

Быстрое развитие техники остро поставило вопрос о необходимости обработки архивных записей для воспроизведения на современной аппаратуре.  Началом современного этапа архивирования звукозаписей условно можно считать 1983 г. Тогда на Объединенном техническом симпозиуме в Стокгольме инженеры сделали сообщения о вызывающей тревогу ситуации с двухдюймовыми лентами,  о техническом состоянии лент и угрозе нехватки видеомагнитофонов для этого формата в будущем.

В телецентрах и радиодомах постепенно,  в течение ряда лет, скопилось большое количество прошедших в эфир кино-, видео- и аудио-материалов на кинопленке и на магнитных лентах, имеющих большую историческую и художественную ценность.  Их необходимо было во что бы то ни стало сохранить.

Следует отметить,  что попытки реставрации архивных фономатериалов предпринимались давно,  но,  к сожалению, разработкой и производством специального оборудования никто всерьез не занимался. Все ограничивалось эквалайзерами и динамическими процессорами. 

До 1920-х годов единственным способом записи звука являлась механическая грамзапись. Технология была предельно простой и стабильной —  для тиражирования материал первоначально записывался на воск. Электрический способ грамзаписи стал широко применяться только в конце 1930-х годов. Позже появилась запись оптическим способом на кинопленку.  Параллельно шли опыты над созданием аппаратуры для магнитной звукозаписи  (в результате появились проволочные магнитофоны).

Пока не был найден эффект подмагничивания,  магнитная запись по своим характеристикам не превосходила все существующие до ее изобретения средства звукозаписи.  С открытием эффекта подмагничивания (примерно с середины 1940-х годов) магнитная лента практически полностью вытеснила тон-фильмы и грампластинки.  Но,  к сожалению,  она со временем осыпается,  коробится.  Кроме того,  воспроизведение на некачественной или неисправной аппаратуре часто ведет к растягиванию самой ленты, т.е. к ее деформации.

Вопрос о реставрации архивных записей очень остро встал уже в 1960-е годы. В настоящее время в центре внимания находятся проблемы перевода  (перезаписи)  аудиоматериалов на новые носители. Это позволит спасти архивы от разрушения. Кроме того, необходимо осуществить предварительную реставрацию магнитных фонограмм,  преимущественно цифровым методом.

Одно из основных и существенных преимуществ  «цифры»  перед «аналогом» заключается в том, что в цифровой области звукозапись может быть скопирована столько раз,  сколько потребуется, практически без какой-либо потери качества,  в то время как при аналоговой перезаписи каждая копия в качественном отношении получается гораздо хуже оригинала.

Главная задача творчески работающего реставратора заключается вовсе не в том, чтобы подавить все шумы и помехи, а в том,  чтобы скомпенсировать технические недостатки и следы времени,  а также облегчить восприятие архивной звукозаписи слушателями.  Именно поэтому на звукорежиссерах-реставраторах лежит огромная ответственность за то,  как слушатели будут воспринимать музыкальную культуру прошлого.

В 60-х годах 20 века, по заданию Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, в ГДРЗ была создана новая группа реставраторов под руководством Давида Исаевича Гаклина.

Это был самый правильный выбор, и группа приступила к серьезному и вдумчивому решению этой непростой проблемы. Чтобы современный звукорежиссер понимал сложность задачи, в те годы доступными инструментами для реставрации были ножницы для вырезания щелчков на магнитной ленте, весьма примитивные частотные корректоры (эквалайзеры) и шумоподавители типа современных пороговых фильтров (Gate).

Тем не менее при активной поддержке заведующего архивом фонодокументов ИМЛ Андрея Ильича Петрова была проделана колоссальная работа. Петров помог извлечь из архивов неприкосновенные копии ленинских записей, которые в некоторых случаях удалось использовать в качестве исходников вместо сильно заезженных пластинок, которыми располагали реставраторы. Абсолютный слух Давида Исаевича Гаклина и Бориса Александровича Жорникова позволил, изучив пластинки той же фирмы, на которой записывался Ленин, но с записью музыкальных произведений, и сличив их звучание с нотами, обнаружить, что запись речей Ленина была сделана в 1919 году на скорости, отличающейся от стандартной скорости современных проигрывателей. Сразу стала понятной необходимость небольшого изменения скорости воспроизведения ленинских записей, и это позволило сделать голос Ленина более узнаваемым для еще живых его соратников.

А затем, переписав все имеющиеся 11 пластинок на магнитофонную ленту, реставраторы проделали адскую работу, вырезая ножницами десятки щелчков (сейчас бы эта работа с помощью компьютерных плагинов типа de-clicker могла быть выполнена в один момент), доступными в то время способами уменьшили шип пластинок, подретушировали тембры и, проконсультировавшись со стариками из ленинской гвардии, сочли работу завершенной с доступной тогда точностью.

 

Саунд-дизайн (звуковое оформление)

Сейчас на телевидении нет ни одного жанра, который мог бы обойтись без саунд-дизайна. Специалист, занимающийся звуковым оформлением рекламных,  анонсных,  промоушен роликов, всевозможных заставок и отбивок,  называется саунд-дизайнером.

Основная задача такого специалиста —  создать при помощи звука лицо канала или телепрограммы. Естественно, что при этом используются всевозможные приемы работы с компьютерными звуковыми картами и программами,  а заниматься этим должны только профессиональные музыканты.

Саунд-дизайнер должен привлечь звуком внимание телезрителей и удержать его как можно дольше.

 

Театральная звукорежиссура

Это одно из самых ранних направлений в звукорежиссуре. Обычно театральной звукорежиссурой занимаются люди, постоянно работающие в том или ином театре,  хорошо знающие акустику зала своего театра. Они ведут театральное представление, вовремя воспроизводят нужные по сценарию музыку и шумы, изредка записывают оригинальные музыкальные фонограммы с поющими актерами театра.

Звукорежиссер театра вместе с режиссером-постановщиком заранее составляют звуковую партитуру представления, подбирают необходимые компоненты звука:  музыку и шумы.  Часто определенная часть необходимой музыки пишется специально приглашенным для этой цели композитором.

 

Звукорежиссура телевидения и радио

Звукорежиссер телевидения является реализатором творче­ского замысла режиссера. От его мастерства в использовании звука, от его умения найти и применить наиболее эффективный технический прием зависит успех телепрограммы в целом. Про­фессия звукорежиссера очень сложна, т. к. многофункциональ­на. Звукорежиссер должен обладать большим комплексом са­мых разнообразных знаний.

Для успешной работы на телевидении звукорежиссер дол­жен объединять в себе творческого работника и инженера, хоро­шо разбираться в режиссуре, и актерском искусстве, обладать музыкальной культурой, острым слухом, чувством ритма, ориен­тироваться в музыкальной литературе. Только .владея всем этим арсеналом средств звукорежиссер может внести существенный вклад в создание полноценных произведений современного теле­искусства.

Работа звукорежиссера на вещании складывается из «жи­вых» передач (непосредственно из студии или внестудийных) и предварительной записи различных звуковых компонентов, вхо­дящих в передачу. В последнее время распространена предва­рительная видеозапись передач с последующей возможностью видеомонтажа. Специфические условия телевизионной техноло­гии требуют от звукорежиссера телевидения определенного на­выка в работе и знания широкого круга вопросов касающихся акустики, записи и воспроизведения звука.

Как в кино, так и в телевидении значительное место занима­ет звукозапись. Сегодня не мыслима ни одна передача или фильм без этого процесса.

Современный высокий технический уровень предварительной записи позволяет подавляющую часть телевизионных программ строить на воспроизведении звуко­записей (фонограмм).

Роль звукорежиссера  при  записях  на  пленку  значительна. Запись речи и музыки занимает большое место при форми­ровании телепрограммы. Здесь открывается возможность для реализации способностей звукорежиссера, начиная от расста­новки микрофонов до монтажа фонограммы. Передачи из сту­дии составляют большую часть телевизионного вещания. В те­левизионной практике встречается несколько типов студий:

а) речевые студии с площадью пола 10—30 кв. м. Из таких студий передаются доклады, беседы, а также материалы, чита­емые одним или несколькими выступающими;

б) студии для выступления небольших ансамблей, имеющие площадь пола   50—150   кв. м.  Эти студии предназначены для передач камерной музыки (солисты-инструменталисты и вокали­сты, трио, квартеты), небольших оркестров   (от   12 до 30 исполнителей), а также драматические постановки средней сложности;

в) студии больших форм с площадью пола от 200 до 600 и более   кв. м,   предназначенные   для   передачи   симфонической, оперной  музыки, ораторий, выступлений крупных исполнительских коллективов и телепостановок, включающих большое  количество исполнителей и интерьеров (декораций).

Преимущество телевидения перед другими средствами мас­сового общения — его репортажная оперативность. Передачи-трансляции дают возможность зрителю стать как бы участни­ком происходящих событий.

Работа на трансляциях представляет для звукорежиссеров особую сложность, так как микрофоны находятся в различных акустических условиях при наличии посторонних шумов. Во вре­мя трансляции звукорежиссер может находиться либо в режис­серском отсеке передвижной телевизионной станции (ПТС) или непосредственно на съемочной площадке. На съемочной пло­щадке звукорежиссер легче ориентируется, чем в автобусе ря­дом с режиссером; находясь в непосредственной близости от актеров, комментаторов, репортеров, звукорежиссер может вно­сить в их работу свои коррективы, легко изменять расстановку микрофонов.

За последние годы звукорежиссерами телевещания накоплен огромный опыт по проведению телепередач различных жанров. Новая телевизионная техника значительно расширила творче­ские и технические возможности. Особенно это касается прове­дения внестудийных передач. Здесь прежде всего необходимо отметить трансляции массовых демонстраций и празднеств. При передаче такого рода программ на долю звукорежиссера выпа­дает ответственная работа, обеспечивающая высокий художест­венный и технический уровень звукового сопровождения. Пра­вильная расстановка микрофонов, их число, удачно выбранным баланс между комментаторами и атмосферой в значительном степени будут определять идейно-художественное качество тран­сляции.

Звукорежиссеру ТВ и РВ приходится производить запись концертов как в открытых,  так и в закрытых помещениях с разной акустической характеристикой: «подчищать» некачественную или слишком зашумленную фонограмму, создавать  (чаще методом компиляции)  различные заставки, отбивки,  озвучивать рекламные и анонсные ролики и т.д.  Кроме всего прочего,  при отсутствии в штате музыкального редактора звукорежиссеру телевидения и радио приходится самому выполнять работу по подбору всего музыкально-шумового материала фильма, программы, сериала, радиопостановки.

Таким образом,  можно сказать,  что специалисты по звукорежиссуре телевидения и радио —  это настоящие «многостаночники»,  хотя их главная задача —  линейный и нелинейный монтаж музыкально-шумовых и речевых фонограмм.

 

Звукорежиссёр в кинематографе

Звукорежиссёром в кинематографе является участник съемочной группы, руководящий звуковым цехом. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучания (фонограммы) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.

Звуковое решение фильма также является художественным произведением. На кинофестивалях существует несколько номинаций, имеющих непосредственное отношение к звуковому решению фильма. Например:

фильм «Волшебник страны Оз» (1940) получил награду «Оскар» в номинации «Лучшая музыка» и ещё одну награду в номинации «Лучшая песня»

фильм «Доктор Живаго» (1966) получил награду «Оскар» — «Лучшая музыка» и награду «Золотой глобус» в такой же номинации.

«Космическая одиссея 2001 года» (1968) получила приз Британской академии в номинации «Лучшая музыка» (саундтрек).

«Матрица» (1999) Британская киноакадемия 2000 — Лучший звук; Оскар 2000 — Лучший звук; Оскар 2000 — Лучший звукорежиссёр

«Почти знаменит» (2000) Британская киноакадемия 2001 — Лучший звук

«Мулен Руж!» (2000) Британская киноакадемия 2002 — Лучший звук; Британская киноакадемия 2002 — Награда Энтони Эскуита за музыку; Золотой глобус 2002 — Лучшая музыка; Награда MTV 2002 — Лучший музыкальный ряд

В настоящее время, с появлением систем многоканального объёмного звука, значимость работы звукорежиссёра только увеличивается. Без их участия не обходится ни один современный фильм.

В кинематографе ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съемки фильма полностью ложится на звуковой цех.

Читать далее