Монтаж репличных фонограмм

Для человека резкая смена объектов в поле его зре­ния психологически оправдана и дело обычное, — достаточно перевести взгляд, повернуть голову или отвернуться, чтобы картина перед глазами мгновенно изменилась: мы смотрим в окно — перед нами улица; обернувшись, видим в двери человека; мгновенье —и наше внимание сосредоточено на лице вошедшего (это ли не крупный план?). И с киноэкрана чередование разных кадров в смонтированном киноэпизоде воспринимается как явление вполне естественное, привычное для зрения.

Иное дело слух — он чутко и с раздражением реагирует на внезапные перемены в звуке, если они не оправданы зрительным действием. Показалось бы странным услышать ритмический, акустический или какой-либо другой звуковой скачок в диалоге, когда мы переводим взгляд от одного собеседника к другому даже если кого-либо из них теряем из виду.

В реальной жизни как бы резко мы ни переключали внимание от одного объекта к другому, течение речи для нашего слуха всегда остается плавным (не считая, разумеется, интонаций). Таким же должно быть ощущение и от просмотра фильма. Смена кадров внутри эпизода не может оправдать контрастных скачкообразных перемен в фонограмме речи или второплановых звуков, сопровождающих действие.

Техника и искусство монтажа делают возможным так соединять фонограммы, чтобы создавалось впечатление непрерывности речи, хотя звуковая пленка и составлена из отдельно снятых отрывков.

Плохо смонтированная фонограмма не только самим звуком раздражает зрителей, она также выдает и подчеркивает монтажные склейки, сделанные в изображении, тогда как удачный монтаж звуковой пленки, наоборот, скрадывает стыковку кадров и как бы скрепляет чередующиеся на экране планы изображения.

Монтаж звуковых дорожек начинается с репличных фонограмм. Звуковой монтаж следует за монтажом изображения, но это не значит, что склейки на репличной дорожке обязательно должны совпадать со склейками на дорожке изображения. Если механически отрезать фонограмму в том же месте, где срезается изображение, — изменение характера звука после склейки может быть неприятным для слуха. Поясним это примером: монтируются два кадра, снятых с так называемых обратных точек. Реплика актера Н в основном идет на кадре а, но заканчивается после перехода на кадр б; затем вступает в беседу актер М.

В отснятом материале одного и другого кадра диалог повторяется полностью. Случается, что ритм произношения одной и той же фразы в двух разных кадрах различен; неодинаковыми могут также оказаться громкость произношения, акустический характер и даже интонации одних и тех же слов. Если при этом фонограммы соединить так, чтобы их склейка совпала со склейкой изображения, в звуке может возникнуть неестественный скачок.

Схема двух кадров, снятых с обратных точек

Чтобы этого избежать, окончание фонограммы кадра а с последними словами актера Н перекладывают, или, как принято говорить, захлестывают на начало кадра б. Неко­торая несинхронность значения не имеет, так как в кадре б артикуляция снятого со спины актера Н незаметна.

Важно, чтобы синхронная запись позволяла, или, точнее, поддавалась монтажу, но из этого не следует, что разрезать и склеивать фонограммы всегда можно в любом месте: в одном из монтируемых кадров фраза могла быть сказана слитно на едином дыхании, а в другом, где текст вновь повторяется, актер мог посредине фразы вздохнуть, расставить кое-где паузы. Наконец, разница может быть и в эмоциональном состоянии актера, что, конечно, сказывается и на характере его голоса. Скомбинированная из таких отрывков фонограмма будет «заикаться».

Вот другой пример: монтируются два различных по крупности кадра. Известно, что для эпизодов, составляемых из кадров, снятых в разных планах крупности, запись нуж­но вести, уравнивая, усредняя акустический характер звуковой перспективы. Это благоприятствует слуховому восприятию смонтированной сцены. Но представим себе, что по замыслу режиссера вся сцена снята только общим планом. Исходя из этого решения, звукорежиссер провел запись с эффектом звуковой перспективы. Однако в дальнейшем сцена была заново переснята и на этот раз крупным планом. В монтаже пленка первой съемки все же была использована и подклеена небольшим куском в самом начале или в конце сцены. Так как фонограммы, записанные общим и крупным планами, чаще всего между собой не монтируются, лучше переложить фонограмму крупного плана на общий, т: е. продолжить ее на изображении общего плана, а при перезаписи фильма, если это потре<буется, соответственно смикшировать звук.

Иногда же фонограммы разного акустического плана в монтажном сочетании создают интересный эффект. Это зависит от комплекса факторов: сюжета и изобразительного решения, характера звука и содержания второго плана, ритма, динамики монтажного построения и др.

Монтируя стереофонический фильм, надо учитывать взаимосвязь звуковой локализации с композиционно-монтажным построением.

Монтажное построение трех чередующихся кадров

На рисунке дана схема ря­да кадров, их композиции и монтажная последователь­ность. Здесь при смене кад­ров не произойдет резких «перелетов» голоса одного и того же действующего лица из одной зоны широкого экра­на в другую. Локализация будет благоприятной.

Снимая два последовательных кадра с обратных точек, неверно располагать актеров так, как на следующем рисунке. В этом случае при переходе с кадра на кадр будет раздражать ска­чок голоса из одной зоны экрана в другую. Попытка же пе­реложить фонограмму с одного кадра на другой, как это де­лается в монтаже обычных фильмов, здесь исказит карти­ну: с появлением нового кадра голос будет слышен все еще из того места экрана, где актер находился в предыдущем кадре.

 

Неверная стыковка двух смежных кадров

В подобном случае монтажный переход лучше сделать между репликами двух партнеров.

Не только в звуке, но и в изображении резкое смещение на монтажных переходах одного и того же лица действует раздражающе, а стереозвук еще больше это подчеркивает.

Когда монтажной комбинацией не удается сделать в звуке незаметным переход с одного кадра на другой, тогда, чтобы смягчить «разнобой» фонограмм, на их стыке мож­но (на другой пленке) парал­лельно вставить уместную по сюжету звуковую перебивку: гудок, взрыв, громкий крик, музыкальный аккорд и т. д. Однако это удается только при наличии паузы, на кото­рую «ляжет» перебивка, ина­че может быть заглушено слово или даже несколько.

Малоопытные монтажеры, увлекаясь работой с изображением, допускают небрежности монтажа реплик, на это следует вовремя обращать внимание. Чем больше накоплено недоделок в монтаже фонограммы, тем труднее впоследствии их исправить.

Читать далее