Стереозапись

Решение пользоваться всем комплексом свойств сте­реофонии, или же одним, или несколькими из них — зави­сит в каждом конкретном случае от творческих задач, условий съемки, тонирования, монтажа и перезаписи.

Стереофония (от слов «стереорос» — твёрдый, пространственный и «фон» — звук) — запись, передача или воспроизведение звука, при которых сохраняется аудиальная информация о расположении источников, посредством раскладки звука через два (и более) независимых аудиоканала.

Каковы же свойства и преимущества стереофонической записи в кино?

Прежде всего качество стереофонической звукопере­дачи значительно выше монофонической. Стереофониче­ская запись обладает прозрачностью, создавая хорошую различимость одновременно действующих звуков. В фоно­грамме оркестра, например, более четко различаются пар­тии отдельных групп инструментов, солистов.

Стереофонограмма дает возможность отчетливей выде­лять речь на фоне музыки и шумов без ослабления их в такой степени, как это приходится делать в монофониче­ской записи.

Стереофоническая запись позволяет воспроизводить картину размещения и движения источников звука в про­странстве. Звуковая локализация может быть средством акцентирования сюжетно-драматургических ситуаций, при­влечения внимания к определенному участку экрана, с ее помощью можно заострять действие, разнообразить и эко­номить средства художественного выражения.

Стереофонограмма делает возможным без чрезмерного повышения громкости при воспроизведении передавать до­вольно широкий динамический диапазон, способствуя луч­шему восприятию звука в кинозале.

Стереозвук вызывает ощущение присутствия в реаль­ной акустической среде, усиливает эффект участия в изо­бражаемых фильмом событиях.

В современной звукозаписи в основном применяют двуканальную стереофонию, принцип которой построен на воспроизведении аудиопрограммы (фонограммы) из двух источников звука, наушников.

Если рассмотреть основные понятия, то для реализации двуканальной стереофонии необходимо два источника звука, два усилителя, два микрофона расположеных независимо но параллельно Система АВ.

В этом случае фактическое расположение источников (И1, И2) звука будет близко к кажущемуся (КИ1, КИ2) расположению. Звук от источника 1 будет приходить на оба микрофона с одинаковой амплитудой (громкостью), и равнозначно по фазе. Звук от источника 2 будет быстрее приходить к левому микрофону и будет восприниматься как более громкий в этом канале звукопередачи. Поэтому кажущиеся источники при прослушивании будут приблизительно соответствовать фактическому расположению.

Таким же образом, при наличии большего количества источников, звуки которых приходят к микрофонам с разных точек, слушатель получит близкую к этому звучанию панорамную «картину». Помимо локализации по панораме при стереофоническом звучании, будет определяться удаленность источников звука, и сохраняться пространственность.

Для полноценной звукозаписи современные студии и концертные залы используют поли (много) микрофонную систему, где к каждой группе инструментов применяют свой, индивидуальный микрофон. Для реализации данного вида записи потребуется устройство – Микшерный пульт, который располагает множеством входов и несколькими выходами достаточными, чтобы создать стереофоническую «картину».

К преимуществам полимикрофонной записи можно отнести ряд недостатков двумикрофонной записи, а так же ряд возможностей: минимизация проникновения посторонних звуков, большие возможности баланса (на микшерном пульте есть регулятор панорамы, позволяющий «расположить» монофонический источник в любой точке записи) как по панораме, так и по динамике.

Однако, к недостаткам можно отнести сложный процесс настройки и плоскость, «сухость» звучания ввиду того что естественная реверберация будит минимальна.

Для реализации стереофонического звучания требуется очень высокие параметры тракта звукопередачи, особенное требования для сохранения фазовости, ввиду необходимости преобразовывать стереофонию в моно, а при не верной фазировки могут появиться нежелательные интерференции, которые могут привести к искажению тембра.

Так же важно отметить, что современная киноиндустрия реализует стереофонию на 5, 7, 9, 64 каналов звучания. Лидером в этой области признана лаборатория Dolby.

 

Звуковая локализация речи

В кинотеатрах для демонстрации широкоформатных фильмов экран простирается вдоль передней стены зри­тельного зала на 20—30 м. Если при показе фильма на та­ком экране монофоническую фонограмму воспроизводить через громкоговоритель, расположенный в центре экрана, звук будет исходить только из этой зоны и, в зависимости от местоположения актера, его голос может оказаться сме­щенным левее или правее на расстояние до 15 м. Времена­ми будет казаться, что речь несинхронна с изображением,  а порой даже трудно будет понять, кто из действующих лиц говорит.

Если передавать монофоническую фонограмму парал­лельно несколькими громкоговорителями, расставленными -за экраном вдоль него, тогда, за исключением случайных совпадений, зритель будет отмечать распространение звука всегда со стороны того участка экрана, против которого он сидит, независимо от того, в какой области экрана на­водится актер.

Экран, заполняющий всю ширину передней стены зри­тельного зала, требует совпадения направления звука со зрительным образом, иначе одно из главных преимуществ кинематографа больших экранов — впечатление реально­сти — становится неполноценным.

Если исполнителей несколько, мы должны слышать их голоса из тех мест экрана, где они находятся.

В кадрах, снятых панорамированием, одновременно с движением камеры могут двигаться и актеры. Их взаим­ные движения в разных дублях могут быть неодинаковы­ми, но независимо от этого звук и изображение не должны раздваиваться, слуховая ориентировка и местоположение исполнителя на экране долж­ны совпадать.

Локализованный звук может быть получен либо в пер­вичной фонограмме путем фиксации на несколько раз­дельных дорожек, либо спо­собом псевдолокализации, когда запись осуществляется монофонически, а направле­ние звука формируется при перезаписи фильма.

 

Синхронная стереофоническая запись

Некоторые специалисты считают нецелесообразным применять стереофоническую запись непосредственно на синхронных съемках, объясняя это сложностью записи и тем, якобы, незначительным эффектом, который она дает.

Монофоническая запись действительно не так сложна, как стереофоническая. Тем не менее качественные преиму­щества стереофонической записи привлекают к ней и в об­ласти синхронных съемок, поэтому будет уместным описать некоторые приемы ее практической реализации.

Хорошую локализа­цию голосов речи, воспроизводимой в широкоформатном фильме, можно получить, используя три канала с три микрофонами. Трехканальная запись не ограничит разнообразия вариантов локализации звука вдоль экрана, каким бы большим он ни был.

 

Монофоническая запись для стереофонических фильмов

Если синхронную запись речи в стереофоническом фильме ведут по одному каналу, рассчитывая на искусст­венную локализацию в процессе перезаписи, нельзя забы­вать, что вместе с голосами актеров будут перемещаться и звуки, связанные с их действиями. Например, один из ак­теров справа говорит, а одновременно другой слева вра­щает диск телефонного аппарата, в результате искусствен­ной локализации этот звук будет исходить не из левой зо­ны, где мы видим на экране телефон, а из правой.

Следовательно, выполняя запись монофонически, надо избегать появления в кадре каких-либо иных звуков, кроме речи; их надо в дальнейшем тонировать, а на съемке со­провождающие диалог действия производить бесшумно.

Применяя монофоническую запись, надо очень внима­тельно следить за помехами. Посторонний шум заметен и в одноканальном воспроизведении, но когда переключают воспроизведение речи с одного канала на другой, вместе с голосами актеров перемещается шум от осветительной, съемочной и другой аппаратуры, изменяясь по локализа­ции, он становится более ощутимым.

Надо также знать, что в случае беглого диалога и «захлестов» реплик одного актера на реплики другого будет трудно или же невозможно управлять локализацией при перезаписи.

Читать далее