Работа с микрофонами в разных акустических пространствах

Вопрос о количестве, технических характеристиках и расстановке используемых при записи микрофонов — один из наиболее важных, но вместе с тем и наиболее сложных вопросов, стоящих перед звукорежиссером в процессе его повседневной работы.

К сожалению, практика показала, что часто приводимые в литературе схемы расстановки микрофонов для звукопередачи тех или иных программ не могут быть приняты в качестве какого-то абсолютного рецепта и, как правило, имеют только информационное значение, позволяя ознакомиться с основными принципами микрофонной работы. Дело в том, что акустические параметры студий настолько различны, а задачи звукорежиссеров так многообразны, что в каждом конкретном случае лишь тщательные микрофонные репетиции в том помещении, из которого предполагается произвести запись, могут помочь звукорежиссеру получить желаемые результаты.

Звукорежиссер должен уметь для каждого конкретного случая правильно выбрать микрофоны с такими диаграммами направленности и чувствительностью, которые обеспечивают наилучшие результаты в работе. Например, нужно передать голоса сидящих за круглым столом собеседников. В этом случае, очевидно, самым удобным окажется микрофон с круговой диаграммой направленности, как это показано на рисунке.

Для передачи беседы людей, сидящих визави, наиболее подходит микрофон с диаграммой направленности в виде восьмерки. Двусторонненаправленный микрофон значительно ослабляет также мешающее действие шума от источников, расположенных сбоку от беседующих. Но при этом следует помнить, что двусторонненаправленный микрофон нежелательно приближать к источнику звука, предел — 50—80 см, так как у всех приемников градиента давления, на близких от источника звука расстояниях, повышена чувствительность к низким частотам звукового диапазона. Этот, так называемый, эффект ближней зоны при неумелом использовании микрофона может стать причиной заметных частотных искажений, выражающихся в подчеркивании низких звуковых частот и характерном "бубнении".

При записях и передачах художественных программ широко применяются микрофоны с кардиодными диаграммами направленности, т.е. односторонненаправленные микрофоны. Их устанавливают, когда необходимо с помощью нескольких микрофонов создавать разные звуковые планы для отдельных исполнителей, искусственно подбирать микшированием нужный баланс громкостей, отстраиваться от воздействия отраженных звуковых волн и во многих других случаях.

Остронаправленные, гиперкардиоидные микрофоны очень удобны, когда речь идет о репортажах из помещений с большим уровнем собственных шумов, например, из заводских цехов, с улиц, со стадионов и т.п. Такой микрофон, размещенный относительно близко к выступающему, при правильной ориентации обеспечивает заметное преобладание голоса над посторонним шумом и хорошую разборчивость речи при прослушивании передачи.

На рисунке показан пример записи солиста и аккомпанемента с помощью двух кардиоидных микрофонов

 

 

Работа с микрофонами на съемках

Съемка современной телепрограммы может происходить где угодно — в лесу, на подводной лодке, в летящем самолете, в шумной дискотеке, и тут режиссерско-постановочной группе нельзя забывать о технических проблемах звукозаписи, связанных с адекватным воплощением творческих концепций, фиксирующихся на ленте с изображением и фонограммой. Поэтому до тех пор, пока человек общается с себе подобными с помощью речи, а ученые еще не придумали методов вживления цифровых интерфейсов в голосовые связки, основным средством записи и передачи звукового сопровождения телепередачи по-прежнему остается консервативный микрофон.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — это неприемлемость записи звука на собственный микрофон видеокамеры. Этот способ часто используют при монтаже малобюджетного видео в целях экономии. При монтаже съемок с разных точек эти звуки будут несовместимы друг с другом из-за зависимости от изменения направленности микрофона в момент склеек планов поочередно меняющихся ракурсов.

Дело не только в том, что стереосигнал, полученный от капсюлей микрофона видеокамеры, придется обращать в моно из-за разницы амплитуд в обоих каналах вследствие постоянных изменений условий съемки. Даже находясь в реверберационном пространстве, тембр голосов и шумовых эффектов будет все время меняться. Я уж не говорю о недопустимо близком расположении микрофона к излучающей шумы и вибрации видеотехнике.

Звук с микрофонов на камеру (если не предусмотрено другого источника синхронной записи, например компьютера) должен подаваться с внешнего подключаемого источника, например микшерного пульта (в случае использования системы микрофонов) или собственного порта камеры, если он обеспечивает необходимые профессиональные разъемы и фантомное питание для конденсаторных микрофонов (при использовании не более двух микрофонов). Система управления уровнем записи в камере в таком случае должна быть ручной! Контрольный выход для наушников в камере должен быть доступен звукорежиссеру, осуществляющему процесс записи.

Для записи на съемочной площадке по возможности следует использовать минимальное число микрофонов, в идеальном случае один. Сегодня по-прежнему имеется достаточное число приверженцев записи комплексных звуковых картин на один микрофон (технология one point recording), и такая методика имеет полное право на существование. Действительно, суммирование звуковых сигналов от нескольких микрофонов может вызвать сложное взаимодействие прямых и отраженных звуковых волн, привести к возникновению комбинационной фильтрации и неожиданным результатам — акустической противофазе, выпадению тембра, флэнджер-эффекту и просто к исчезновению некоторых составляющих звукового спектра. Однако требования к сбалансированности звучания часто вынуждают использовать при съемке несколько микрофонов, но ровно столько, чтобы число их всегда было минимальным для достижения поставленной режиссером цели.

Хотя это и кажется очевидным, на практике данное правило часто нарушается, приводя к значительным затратам времени на расстановку большого числа микрофонов и последующей «борьбе» с ними.

Рассмотрим все ситуации, возникающие при размещении микрофонов на съемочной площадке.

Читать далее