Источник звука в кадре неподвижен

Ситуации, когда микрофоны могут находиться в кадре

Если у режиссера телепередачи нет возражений против появления микрофонов в кадре (в кино — это большая редкость), звукорежиссер, в свою очередь, имеет право разместить их там, где он считает нужным для достоверной передачи звуковой картины телепостановки. Однако даже в этом случае могут возникнуть проблемы — например, из-за неудовлетворительных акустических условий помещения телестудии, либо расположения телережиссером исполнителей с точки зрения получения наилучшего изображения (но не звука!). Маловероятно также, что даже при неподвижной сцене исполнитель будет дисциплинированным и станет строго следить за своим положением относительно микрофонов, как это всегда делается при звукозаписи в музыкальной студии.

На практике видеорежиссер иногда просит исполнителей изменить свое местоположение или ракурс для получения требуемого кадра. В результате таких манипуляций звукорежиссеру часто приходится увеличивать число микрофонов для записи таких сцен. Ситуация становится слабо управляемой в передачах импровизационного формата, таких, как ток-шоу, концертные номера и особенно получившие широкое распространение в последнее время реалити-шоу, когда поведение исполнителей непредсказуемо.

 

Микрофоны на стойках

Как правило, находящиеся в кадре микрофоны (кроме миниатюрных, которые фактически находятся в кадре, но не видны) выглядят привлекательнее, когда они закреплены на соответствующих стойках-держателях, чем в случае подвески микрофонов. Обычные подвешенные микрофоны могут выглядеть неопрятно, чересчур технологически, особенно когда видна точка их подвеса; кабели таких микрофонов рассекают кадр на части. Также подвесные микрофоны с остронаправленными характеристиками (без соответствующих направляющих держателей) не всегда обеспечивают оптимальную фиксацию звучания расположенных под ними источников звука. В большинстве случаев необходимость фиксации положения микрофонов приводит к потере их мобильности в условиях студийной съемки.

Одной из главных особенностей микрофона, находящегося в кадре, является его заметность. По этой причине микрофон должен быть небольшим и изящным: для незаметности малый диаметр микрофона более предпочтителен, чем его малая длина. Как и у всякого правила, тут есть свои исключения: огромные ленточные микрофоны RCA-44 — сегодня частые гости видеоклипов в стиле «ретро», а Shure SM55 с характерной решеткой стал в 60-е годы заправской звездой телеэкрана и благодаря известному фильму получил прозвище «Good morning, Vietnam». Предпочтительнее, чтобы микрофон в кадре имел неяркую окраску и матовый корпус, чтобы избежать бликов от источников освещения; серая матовая хромированная поверхность микрофона подходит для большинства применений.

Для такого расположения следует выбирать модели микрофонов с соответствующими характеристиками направленности, оптимальными для записи конкретной сцены. Выбор диаграммы направленности микрофона следует производить с точки зрения получения максимального прямого звукового сигнала и подавления нежелательного, с учетом расстояния от исполнителя до микрофона. К нежелательным звуковым источникам могут относиться шум работающей телетехники, излишняя реверберация помещения. Для отстройки от помех предпочтительнее направить микрофон его нечувствительной зоной на мешающий источник звука, чем чувствительной стороной — на полезный.

При записи в условиях телестудий микрофоны с однонаправленной характеристикой обычно применяется чаще других. В зашумленных помещениях микрофоны с наивысшим соотношением фронт/тыл, как правило, предпочтительнее микрофонов с круговой характеристикой, хотя последние тонально более сбалансированы. Обычно актер чувствует себя более уверенно, видя микрофон, направленный прямо на него. Кроме того, микрофон выглядит аккуратнее, когда он расположен прямо перед исполнителем, а не подвешен перед ним или находится сбоку.

Другой параметр, по которому следует выбирать микрофон для размещения на стойке, — это чувствительность к вибрациям. В конструкцию большинства студийных стоек входит вибропоглотитель в ножках основания стойки, но, тем не менее, он полностью не исключает проникновения вибраций от пола, особенно при размещении на сцене. Пол сцены может вибрировать, на ней могут находиться мощные озвучивающие мониторы. Также есть вероятность того, что артист дотронется до стойки рукой. Микрофоны с широкой частотной характеристикой наиболее подвержены влиянию подобных проблем.

Таким образом, вопрос выбора микрофона, даже для сравнительно простой цели, например записи одного исполнителя, не обязательно решается подбором микрофона с наилучшей частотной характеристикой, так как существуют условия, при которых широкий частотный диапазон может быть в определенной мере недостатком.

 

Петличные микрофоны

Такие микрофоны незаметны в кадре, они миниатюрны и визуально эстетичны. Их легко скрыть деталями одежды. Многие современные модели «петличек» звучат достаточно качественно. Тем не менее, грудная клетка говорящего, где обычно и располагают «петличку», — далеко не лучшее место с точки зрения записи речи, поэтому разработчики значительно откорректировали АЧХ этих микрофонов для получения приемлемого звучания.

При этом пришлось решить две задачи: близкое расположение микрофона к грудной клетке приводит к значительному подъему НЧ-составляющих, и помещенный на груди микрофон «не видит» губ говорящего, звучание получается глухим и плохо артикулированным. Для решения этих проблем конструкторы сделали частотную характеристику «петличек» неравномерной — у них подрезаны НЧ для уменьшения влияния грудной клетки и приподняты середина и верха для компенсации «затенения» и повышения артикуляции и деталировки звука. Поместите «петличку» где угодно, кроме груди актера, и ее звучание резко изменится.

Иногда можно видеть, как «петличку» располагают приемной частью капсюля вниз. В принципе, большинство из них имеют круговую направленность, а небольшие размеры означают, что АЧХ остается однородной при восприятии звука и фронтом, и тылом микрофона, поэтому такое расположение почти не изменяет звучания. Главное, что это защитит диафрагму от задувания. При многомикрофонной петличной технике стоит применять направленные модели «петличек». Благодаря высокому соотношению фронт/тыл их с успехом можно использовать совместно с мониторами подзвучки при записи концертных номеров.

 

Микрофоны на настольных подставках

Этот вариант часто встречается при съемке пресс-конференций. Такой микрофон, если это не противоречит логике ситуации в кадре (спортивный комментарий, работа радиодиджея, съемка в зале суда), лишь дополняет сюжетную линию видеоряда.

 

 

 

Комментарий за кадром

При передаче спортивных комментариев или других внестудийных программ основной проблемой является борьба с окружающими шумами.

Это могут быть шумы зрителей, но более важной проблемой могут стать шумы от соседних комментаторов, возможно, работающих для других организаций и на разных языках. В таких случаях ранее использовались так называемые противошумовые микрофоны. Этот тип микрофона размещается очень близко ко рту и обеспечивает высокую степень подавления внешних акустических шумов. Сегодня для этих целей применяются узконаправленные гиперкардиоидные гарнитуры.

 

 

Ситуации, когда микрофоны не могут находиться в кадре

Если микрофон не должен попадать в кадр, существуют два основных варианта его расположения:

>он может быть замаскирован в декорациях в кадре;

>микрофон устанавливается вне кадра.

Важный фактор, который не стоит игнорировать при маскировке микрофонов, — средства маскировки могут оказывать заметное влияние на их звучание. Большинство типов микрофонов, особенно направленных, сохраняет свою собственную частотную характеристику и диаграмму направленности только в условиях, близких к свободному полю. Если они окружены отражающими поверхностями или близко расположены к ним, то получаемое звучание теряет естественность; обычно это выражается в бубнении голосов.

Довольно просто скрыть микрофон за цветочной вазой, настольной лампой, бутафорской пачкой книг (которую лучше изготовить на основе тонкого металлического каркаса, обтянутого неплотной тканью). При соответствующей окраске такие декорации являются светонепроницаемыми и выглядят вполне естественно на телевизионном экране, но акустически прозрачны и не оказывают неблагоприятного влияния на характеристики размещенных в них микрофонов. Главное требование к маскируемым микрофонам — их малые размеры. Если оптимальное место установки микрофона находится на некотором расстоянии от исполнителя, то использование направленных моделей позволит уменьшить фиксацию нежелательных шумов и излишней реверберации помещения. Когда микрофонная стойка не может быть установлена близко к исполнителю либо обычный микрофон трудно сориентировать корректно, используют «петличку» (при этом помните об АЧХ!). Замаскировать ее можно даже за пепельницей или пачкой сигарет. Но какой бы тип микрофонов ни применялся, может понадобиться частотная коррекция.

Подвесные микрофоны

Чтобы расположить микрофон как можно ближе к артисту и в то же время вне кадра, его можно подвесить сверху. Простейший способ — подвеска микрофона на журавле. Достоинство этого метода в простоте установки оптимального положения микрофона.

Однако на съемочной площадке нередки ситуации, когда для использования журавлей мало места либо когда они могут затруднить движение камер. В этом случае можно подвесить микрофоны на тросиках или микрофонных кабелях. Микрофон должен быть размещен как можно ближе к линии между артистом и камерой, иначе возникнут проблемы передачи звуковой перспективы. Если положение камер варьируется в широких пределах, а ракурсы, под которыми снимаются кадры, достигают 180°, то следует использовать несколько микрофонов даже в случае записи одиночного источника.

Звукорежиссеру стоит позаботиться, чтобы ориентация и угол наклона микрофона могли меняться в зависимости от требований мизансцены. Подвеска должна быть аккуратной, а микрофоны незаметными, чтобы при случайном попадании в кадр они меньше бросались в глаза. Когда подвеска закреплена, следует принять во внимание направление освещения для исключения теней от микрофона на исполнителях и объектах съемки.

 

Микрофоны граничного слоя (PZM-микрофоны)

PZM-микрофоны имеют максимально ровную АЧХ в силу отсутствия эффекта комбинационной фильтрации. Тембр такого микрофона практически независим от угла прихода звукового сигнала. Правда, PZM-микрофоны выдают субъективно более пространственное и отдаленное звучание, поэтому при записи ТВ- и кинозвука больше подходят для кадров общего плана.

Такой микрофон легко маскируется (например, за настольной лампой) и идеально подходит для записи голоса актера, сидящего за столом, для записи пения, музыки в сильно заглушенных помещениях, при записи интервью и бесед за круглым столом. В последнее время выпускаются PZM-микрофоны не только с полусферической, но и полукардиоидной и полугиперкардиоидной направленностью, что позволяет получить более сухое и четкое звучание. Установка микрофонов граничного слоя на полу авансцены для трансляций спектаклей позволяет исключить микрофонные стойки в кадре.

 

Читать далее