Источник звука в кадре подвижен

Ситуации, когда микрофоны могут находиться в кадре

Простейший способ звукозаписи движущегося исполнителя, когда допускается показ микрофона в кадре, — это предоставить возможность исполнителю самому держать микрофон в руках, либо прикрепить его к одежде.

Ручные микрофоны

Такой микрофон должен обладать удовлетворительными характеристиками при размещении его очень близко ко рту и иметь защиту от задувания не только от дыхания, но и от неизбежных потоков воздуха при движении артиста. Такие условия вызывают появление в звучании низкочастотных хлопков и вибраций от ветра. Необходимо, чтобы капсюль микрофона покоился в корпусе на амортизаторах для подавления ручных шумов.

Если используется направленный микрофон, то целесообразно выбрать модель со спадом чувствительности на низких частотах для компенсации эффекта ближней зоны. В этом случае он будет давать хорошее разделение полезных звуков и помех, имеет малую чувствительность к вибрациям и лучшее согласование с источником звука. Тем не менее, ненаправленные микрофоны оказываются предпочтительнее по нескольким причинам.

Первая причина: если микрофон используется на близком расстоянии, то в его направленности может не быть необходимости, так как разделение достигается за счет различия уровней полезный сигнал/помеха.

Вторая причина связана с тем, что исполнитель может менять расстояние до расположенного в руке микрофона, а заодно и его ориентацию. Если микрофон направленный, то такие вариации положения могут вызвать значительные и непредвиденные изменения уровня и тембра, особенно если исполнитель будет прикрывать заднюю часть решетки капсюля (на сцене это можно наблюдать почти повсеместно). Лишь немногие типы направленных микрофонов сохраняют постоянный уровень выходного сигнала для всех углов падения звуковой волны. В этих условиях микрофон с круговой характеристикой направленности дает более стабильный уровень выходного сигнала. Кроме того, ненаправленные микрофоны более миниатюрны. Это важный фактор, если исполнитель подносит его близко к лицу. Гарнитуры, используемые в телепроизводстве по большей части имеют круговую направленность.

Радиомикрофоны

Главное их преимущество — возможность обойтись без микрофонного кабеля. Вот ситуации, когда радиомикрофоны незаменимы:

>сцены большой длительности, когда микрофонный кабель может быть виден в кадре (например, в телеспектаклях);

>большая подвижность артиста, например, ведущего ток-шоу с большим числом участников.

Из диапазонов VHF и UHF предпочтительнее использовать последний, так как он обеспечивает более качественную передачу и позволяет применять передатчики меньшей мощности. Размеры карманного передатчика должны быть небольшими — он должен свободно помещаться в кармане и питаться от миниатюрных батарей. Частоты работы радиосистем выбираются таким образом, чтобы они не пересекались с частотами ТВ- и других радиопередатчиков.

В телестудиях и на съемочных площадках может работать различное радиопередающее оборудование, создающее помехи радиомикрофонам. Это радиостанции съемочного персонала, охраны. Часто радиопомехи создают приборы освещения, особенно плазменные и светодиодные экраны. Для повышенной помехозащищенности следует применять многоканальные радиосистемы, в которых рабочая частота комплекта передатчик/приемник перестраиваемая, что позволяет звукорежиссеру выбрать «чистый» частотный канал. В силу отражений радиоволн от стен помещений могут возникать «мертвые зоны» радиоприема, поэтому профессиональные радиомикрофоны, как правило, содержат две антенны.

Радиомикрофоны имеют три основных варианта исполнения:

>ручной (handheld), в котором в одно целое объединены микрофонная головка, передатчик, антенна и автономный источник питания;

>радиопетличка, представляющая собой обычную «петличку», подключенную к карманному или поясному передатчику;

>наголовный (headset) микрофон/гарнитура, закрепляемая на голове артиста специальным зажимом, также подключаемая к передатчику.

Последние два типа все чаще применяются в производстве телепрограмм благодаря незаметности, фиксированному положению относительно рта говорящего и высокому соотношению полезный/мешающий сигнал.

 

Ситуации, когда микрофоны не могут находиться в кадре

Многомикрофонная техника

При невозможности использования вышеописанного метода, запись движущихся источников звука можно произвести с помощью нескольких неподвижных микрофонов, подвешенных над съемочной площадкой, при этом звукорежиссер работает фейдерами в соответствии с движением артистов. Этот метод не рекомендуется при значительных перемещениях актеров, так как потребуется большое число микрофонов, для каждого из которых придется решать вопрос подвески и попадания в кадр тени от них. Однако даже если эти проблемы решены, при передвижении исполнителей получаемая звуковая перспектива может значительно варьироваться, и эти изменения могут не соответствовать изображению в кадре.

Принцип размещения микрофонов в съемочном пространстве напрямую сопряжен с четким знанием актерами мизансцены. В тех случаях, когда в качестве основных микрофонов используются «пушка» или «петличка», можно надеяться на то, что микрофонный оператор или компактный радиомикрофон запишут импровизацию актера. При съемке с замаскированными микрофонами это почти невозможно.

Помимо общих требований, применяемых для подготовки к записи «чистового» звука, требуется выявить в процессе разведения мизансцены режиссером и оператором, на каких именно позициях в пространстве актер будет произносить свои реплики. Исходя из выясненных данных, следует разбить пространство сцены по зонам работы микрофонов. Разметка пространства на бумаге в форме микрофонной карты может помочь в удобстве дальнейшего микширования.

Главная сложность при «зонной» работе микрофонов заключается в том, что актерам не остается места для импровизационной свободы в движении.

Предпочтение здесь отдается в основном конденсаторным и электретным микрофонам. В качестве микрофонов скрытого размещения могут применяться модели практически любых типов направленности. «Полупушки», «пушки» и гиперкардиоиды, кардиоида, круг (шар) или полусфера подвешиваются напотолок, ставятся на различные стойки, маскируются в цветах, бумагах, занавесках, кладутся на стол и т.д.

Данный метод дает хорошие результаты, если действие ограничено по площади, а актеры говорят в строго установленных направлениях. Такие ситуации часто возникают при записи или трансляции театральных постановок, где использование микрофонных стоек затруднено, а звукозапись производят с помощью микрофонов рампы или подвешенных сверху.

 

Использование петличного микрофона

Наличие радиоканала сделало микрофоны данной конструкции удобным средством для озвучивания актеров, говорящих в сцене, но основная проблема заключается в их полной маскировке: микрофоны можно разместить под одеждой или в ее складках. Удовлетворительное качество звучания можно получить, если материал одежды достаточно тонкий или сетчатый.

На самом же деле бездумное использование микрофонов-«петличек» может нанести непоправимый вред звуку фильма в целом. Для того чтобы понять степень необходимости использования миниатюрных микрофонов, закрепленных под одеждой у актеров, стоит рассмотреть преимущества и недостатки и, взвесив их, определить, какую роль отвести «петличкам» в техническом арсенале звукорежиссера.

Оптимальной позицией для расположения петличного микрофона считается крепление его чуть ниже галстука. Однако далеко не всегда актеры одеты в удобную для звукорежиссера одежду. Мужчины часто носят костюмы без галстука, а  женщины носят такую одежду, что и закрепить «петличку» часто не на чем. В подобных случаях звукорежиссеры пытаются расположить микрофон как можно ближе ко рту. Как известно, чем ближе микрофон находится к источнику звука, тем лучше будет соотношение сигнал/шум.

Но есть у близкого расположения «петличного» микрофона и ряд недостатков. Чем ближе микрофон ко рту, тем большее количество низких частот проявляется в голосе. «Эффект близости» характерен для микрофонов-«петличек» не только кардиоидной, но и круговой направленности.

Микрофон-«петличка», закрепленный под одеждой актера или на теле близко ко рту, сильно реагирует на поворот головы. Например, если актер держит голову прямо, расстояние до микрофона составляет примерно 12 сантиметров. Если актер повернет голову, расстояние увеличится. Это влияет не только на изменение уровня сигнала, но и на тембр. Микрофон, находящийся практически под горлом, «слышит» не только речь, звучащую изо рта человека. Он улавливает вибрации, порождаемые резонансами грудной клетки и горла, и уровень во спринимаемых «петличкой» вибраций почти не зависит от поворота головы.

Даже при использовании галстука из натуральных материалов, при движении актера будет слышен шелест одежды. Если актер – мужчина с бородой и одет в рубашку, которая соприкасается с растительностью на лице, шелест (или даже хруст) будет очевиден при малейшем повороте головы. Поэтому близкое расположение «петлички» не всегда является единственно верным решением.

Часто звукорежиссеру приходится несколько увеличить расстояние от микрофона до источника звука. Делать это приходится по двум причинам: увеличение расстояния на несколько сантиметров позволяет микрофону-«петличке» в меньшей степени зависеть от поворотов головы. Увеличение на 3-5 сантиметров уже дает слышимый результат. Тембр становится ровнее, а количество низких частот – более естественным. Не достатком можно назвать общее падение по уровню в среднем на 4…6 дБ; увеличение является единственно верным решением, если запись ведется с использованием только микрофонов-«петличек» и есть серьезная разница в расстоянии у двух говорящих друг с другом актеров. Приблизить микрофон у одного невозможно, значит, придется отдалить расстояние до микрофона у другого актера. На этапе обработки звука это избавит от проблемы сделать планы актеров близкими друг другу.

Если съемки происходят в холодное время года и герои носят головные уборы, возникает еще один интересный вариант расположения «петлички», дающий очевидные преимущества: миниатюрный микрофон, прикрепленный изнутри шапки и направленный на область рта, чаще всего практически незаметен для камеры; расстояние от микрофона до рта не меняется, значит, и тембр, и уровень сигнала передаются гораздо ровнее, чем в случае, если микрофон находится на уровне галстука; количество шумов одежды заметно уменьшается. Даже если человек шевелится или у актера борода, это ни как не передается на микрофон.

Но, как и любая позиция микрофона, эта имеет свои недостатки: не в каждый головной убор можно удачно прикрепить «петличку», и расстояние до рта получается недопустимо большим для записи речи. От микрофона до передатчика часто протянут тонкий кабель телесного цвета, но, несмотря на миниатюрность конструкции, маскирование может оказаться серьезной проблемой. Возможным вариантом решения может явиться расположение передатчика рядом с микрофоном прямо в головном уборе. Но это требует особо компактного передатчика, и даже в таком случае может быть заметна выпуклость в области крепления.

Тембр голоса, записанного с использованием микрофона, расположенного в данной позиции, становится необычным. Это может создать дополнительные проблемы на этапе постпроизводства, связанные с тем, что не все микрофоны были закреплены в одинаковых положениях.

Несмотря на то что по паспорту большинство моделей микрофонов-«петличек» имеют круговую направленность, на деле «петлички», как и полноразмерные «круговые» микрофоны, в какой-то степени являются направленными, что особенно проявляется в области высоких частот. При расположении сверху вниз, как это и делается при креплении микрофона в головной убор, ось максимальной чувствительности «смотрит» в пол. Это не создаст помехи, если единственным шумом по направлению от пола будут лишь шаги, но, если актер будет теребить в руках газету и т.п., соотношение полезный сигнал/шумы может оказаться недопустимым для диалога в кино.

Искусство добиваться желаемого звука с помощью правильного расположения микрофона является неотъемлемой частью мастерства звукорежиссера.

 

Узконаправленные микрофоны, расположенные вне кадра

Когда требуется записать источник, находящийся на значительном расстоянии, либо в сложных акустических условиях (помещение с сильной реверберацией, высокий уровень внешнего шума или сильный ветер — например, при съемке на берегу моря), стоит использовать остронаправленный микрофон — «пушку» с соответствующей ветрозащитой. В такой ситуации важно учесть, что тембр записываемого звучания будет зависеть от направления источника звука на микрофон. Если исполнитель отвернется от микрофона, то звук его голоса в лучшем случае изменит свой тембр, а в заглушенном помещении может стать почти неслышимым, поэтому необходимо максимально точно ориентировать ось микрофона на источник звука. «Классикой жанра» стали микрофоны-«пушки» на штативах-удочках, а умение микрофонных операторов манипулировать ими стало предметом особой гордости съемочных бригад.

Рассмотрим подробно технику работы микрофонного оператора, возникающие при этом проблемы и их решения на примере использования микрофона «полупушки» или короткой «пушки» (short gun). Интерес здесь представляет изменение звучания голоса при изменении расстояния и при изменении угла относительно оси максимальной чувствительности микрофона и рта говорящего актера, влияние одежды на отношение полезный сигнал/шум, фоновый шум, а также отношение прямого и отраженного сигнала.

 

Далее показаны четыре популярных положения

1. Микрофон-«полупушка» подвешен на удочке и направлен практически в пол. Расстояние от микрофона до рта равно 40 сантиметрам. Такое положение микрофона представляется весьма неплохим решением, когда звукорежиссер хочет уменьшить слышимые перепады тембра, связанные с поворотом головы актера. Тембр голоса при этом довольно ровный, но от него не приходит естественное количество высоких частот, и поэтому он звучит несколько бубняще при практически любой громкости произносимого текста. Однако количество паразитных звуков, связанных с образованием речи (различных щелчков, «слюней»), не велико.

Соотношение полезного сигнала (речи) и шумов одежды и шагов нельзя назвать оптимальным. На тихих репликах, произносимых актером одновременно с движением, шорох делает речь практически неразборчивой. На средней громкости шум то же весьма заметен. Говорить о неразборчивости текста в данном случае нельзя, но слишком очевидное шуршание будет отвлекать зрителя, даже если визуальный ряд при этом объясняет причину возникновения шума.

Стоит отметить, что данная постановка микрофона вряд ли даст хороший результат при работе с актерами, которые привыкли опускать голову. Даже громкая речь будет сильно зашумлена движениями актера. Соотношение прямого и отраженного сигнала то же не является сильной стороной вертикальной постановки под 90 градусов. Большое количество отраженных сигналов во многом обусловлено тем, что микрофон направлен в пол. Для микрофона-«полупушки» вопрос направления по оси максимальной чувствительности очень ва жен. Микрофон при подобной постановке берет речь в лучшем случае несколько сбоку, тогда как сигнал, отраженный от пола, «полупушка» воспринимает точно по центру от оси своей максимальной чувствительности. В связи с этим мы можем слышать немалое количество отраженного сигнала даже при средней громкости речи. Проблема с актерами, имеющими привычку говорить вниз, еще более усугубится.

Из сказанного можно сделать вывод, что использование подобной системы постановки микрофона в приведенных выше условиях может создать определенные трудности при дальнейшей обработке записанного звука.

Данная постановка может оказаться полезной в случае, когда речи сопутствует большое количество создаваемых актером шумов, но при этом сцена весьма статична, если говорить о движении. Хорошо, если при этом на полу лежит ковер или другая поглощающая поверхность.

2. Микрофон-«полупушка» подвешенна удочке и направлен практически на рот актера. Расстояние от микрофона до рта равно 40 сантиметрам. Угол между осью максимальной чувствительности микрофона и линией пола – примерно 45 градусов.

Такое положение микрофона дает полноценный ровный тембр и хорошее соотношение полезного сигнала и шума от одежды, лучшее соотношение прямого и отраженного сигналов. Все это позволяет добиться высокой разборчивости речи.

Главным недостатком данной постановки микрофона можно назвать большое количество шумов, связанных с речеобразованием. Однако следует помнить, что отсутствие подобных шумов в диалоге является результатом мастерства актера, качественной сценической речи. Также к недостаткам можно отнести сильную зависимость звучания от поворота головы актера.

 

3. Короткая «пушка» подвешена на удочке. Направление оси максимальной чувствительности на рот актера. Угол 30 градусов.

Эта постановка микрофона может оказаться полезной при записи актеров, имеющих привычку говорить наклонив голову и при этом двигаться, что создает шумы от шуршания одежды и шагов. Соотношение сигнал/шум (одежды) здесь достаточно хорошее.

Тембр несколько теряет в области низкой середины. Также теряется конкретность голоса. Соотношение полезного и отраженного сигналов, по сравнению с предыдущим примером несколько хуже. Еще одним не достатком такой позиции является сильная зависимость от направления. Поскольку микрофон направлен в сторону рта актера и немного за него, в условиях натурных съемок в оживленном городе это может создать большие перепады интершума, зависящие от того, направлен ли микрофон в сторону проезжей части или в противоположную от нее. Впоследствии при монтаже это окажет отрицательное влияние на весь этап чистки записанного звука.

Сложности с подобной постановкой могут возникнуть и из-за низкого расположения микрофона. Чтобы сохранить расстояние в 40 сантиметров до рта актера, микрофонному оператору приходится несколько опустить удочку. Это может привести к нежелательному попаданию микрофона в кадр.

 

4. Встречается постановка микрофона для записи речи снизу, а не сверху, как было рассмотрено в приведенных выше постановках

Стоит отметить, что эффективны в данном случае бывают лишь позиции, в которых микрофон находится под углом 45 или 30 градусов относительно линии пола.

Применение позиции 90 градусов затруднено и редко бывает полезно при расположении микрофона снизу. Серьезная опасность здесь может ждать при использовании микрофонов, слабо подавляющих боковые и тыловые сигналы. Поскольку микрофон будет находиться ближе к ногам, есть шанс, что шумы, издаваемые при движении (звук шагов, шорох брюк и т.д.) будут слышны недопустимо громко.

Тембр голоса изменится и может показаться неестественным. В конечном итоге вопрос естественности тембра во многом оставляется на усмотрение звукорежиссера.

Если разница в звучании между примерами, записанными с помощью одинаковых микрофонов с изменением угла направления по оси максимальной чувствительности микрофона, не так уж заметна рядовому зрителю, то разница между микрофоном, находящимся сверху, и микрофоном, располагающимся снизу, гораздо слышнее. Из этого следует, что надо стараться избегать подобных изменений хотя бы в рамках одной сцены. Поскольку дубли вряд ли будут монтироваться с учетом этой особенности, стоит учесть возможные последствия заранее.

Известно, что при полном отсутствии акустических от­ражений давление на микрофон обратно пропорционально квадрату его расстояния от источника звука. Но синхронная запись происходит в реальных условиях, и если актер удаляется от микрофона, улавливаемый им пря­мой звук быстро убывает, преобладающим становится отраженный, обычно низкого тона. Относительная потеря высоких частот делает речь нечеткой: источник звука на слух кажется более отдаленным, чем его изображение на экране. Звуковой и зрительный образы не совпадают. Чрез­мерное приближение микрофона к актеру, находящемуся на дальнем плане, делает различимыми ненужные детали, которые с почтительного расстояния мы не должны слы­шать, например, его дыхание, тогда как близко установлен­ный микрофон передаст детали голоса, свойственные толь­ко крупному плану.

Если эпизод состоит из кадров различной крупности, то при записи каждого из них микрофон предпочтительно устанавливать примерно на одинаковом рас­стоянии от исполнителей. При съемке двух пла­нов — крупного и общего, монтируемых впритык, — пра­вильнее располагать микрофон в точке 3, а не в 1 или 2, разумеется, при условии, что съемочная камера и прочие технические средства в павильоне работают бесшумно.

Когда же одним кадром средним или общим планом снимают законченный отрывок, его можно, а если это соз­дает художественный эффект, то и необходимо записать с акустической перспективой, однако соблюдая условие разборчивости речи.

Микрофон не должен обязательно следовать за кино­камерой. Если при записи крупного плана он находился вблизи актера, это не значит, что, отодвигая камеру для съемки общего плана, надо на такое же расстояние отда­лять и микрофон. Ориентация на камеру может привести к ошибкам. Снимая, например, крупный план длиннофо­кусным объективом, камеру устанавливают далеко от ак­тера, тогда как микрофон должен быть вблизи от него.

Итак, не положение камеры относительно актера, а субъективное ощущение от прослушивания через микрофон должно быть главным критерием для определения дистанции между ним и актером.

Когда расстояние микрофона от актера выбрано невер­но, это раздваивает впечатление: крупный план — в изоб­ражении, а в звуке — общий или же наоборот. Практически для записи кадров крупного плана микро­фон надо устанавливать на расстоянии приблизительно 1 м от актера.

На съемке среднего и особенно общего плана микрофон должен быть ближе, чем это кажется на глаз. Расстояние 3—4 м наиболее приемлемо для записи общего плана. Близость замаскированного возле актера микрофона обеспечивает четкость речи в фонограмме, а микрофон, поставленный в отдалении, усредняет акустическую окрас­ку кадров, снятых с разной крупностью.

Читать далее